?

Log in

No account? Create an account
Братья Карамазовы в современной Японии - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Братья Карамазовы в современной Японии [May. 19th, 2018|04:16 pm]
olnigami
[Tags|, ]

Посмотрел на днях 11-серийный сериал «Братья Карамазовы» японского производства. Честно признаться, не особо впечатлён. От романа в сериале осталась только детективная история: убит богатый и влиятельный, но очень неприятный во всех отношениях человек, под подозрение попадают трое его сыновей, каждый из которых испытывал к отцу острую ненависть, у каждого был мотив и возможность для убийства. Идёт расследование, в ходе которого всплывают разные неожиданности, ну а самый лихой поворот ждёт ближе к финалу – оказывается, у папаши был ещё четвёртый, незаконнорождённый сын, который папашу тоже ненавидел, хотел убить и всё такое.

Сериал, как оно часто бывает, жутко затянут. Герои бродят по экрану, долго и вдумчиво потягивают алкоголь, вспоминают все те пакости, которые им учинил папаша, начиная с самого детства, и список пакостей у них набегает размером с Британскую энциклопедию. Японский Карамазов-старший выведен эталонным злодеем, прям хоть бери и помещай в Кунст-камеру. Что, кстати, не совсем вяжется с книжным оригиналом, там-то персонаж куда более сложный. Да, он, развратный, жадный и вообще всецело омерзительный, но при этом по своему остроумный, умеющий на лету подстраиваться под собеседника, он умело лицедействует и поддевает окружающих, бьёт в болевые точки, провоцирует и вытаскивает на свет то, что те хотели бы скрыть (отчасти скоморох, отчасти юродивый). А в сериале ничего этого нет, а есть просто домашний тиран, который угнетает всех вокруг сугубо ради удовольствия.

Сериал отчасти вытягивает актёрская игра – мощная и убедительная. Три сына точно попадают в книжные образы, прям не к чему придраться. А вот с четвёртым, увы, та же история, что и с Карамазовым-старшим, получился какой-то карикатурный и придурковатый мелкий злодейчик. Нет в нём того болезненного, исступленного подличанья, того издевательского презрения к общепринятой морали, которое демонстрировал оригинальный персонаж. Здесь четвёртый брат маячит где-то на заднем плане, и когда нам указывают на убийцу, неподготовленный зритель, по идее, должен спросить: «а это ваще кто такой?». Я, правда, заранее знал, на кого падёт обвинение в итоге (впрочем, я в книге не очень-то верю в предложенную версию, мне кажется, что папашу грохнул-таки тихий монашек Алёша, больно уж он добренький и приличненький, а в хорошем детективе убийцей должен быть тот, кто вызывает меньше всего подозрений, и здесь до самого конце надеялся на неожиданность, но вотще), поэтому следил за этим персонажем с самого начала.

Ещё в сериале есть местные версии Грушеньки и Катерины Ивановны, но они обе какие-то одинаково тихие и пришибленные, и я, честно говоря, за весь сериал так и не смог научиться их различать. Так что тут тоже незачёт.

Религиозного подтекста, столь важного для Достоевского, в сериале не наблюдается вовсе, а вот этические вопросы герои время от времени обсуждают. Сводятся, впрочем, все разговоры к одному и тому же – достоин ли такой скверный папаша жить на белом свете, а если всё же не достоин (впрочем, тут разногласий нет, папаша изображён так, что даже и зритель на этот вопрос отвечает «конечно, не достоин»), то надо ли его грохнуть самому или смиренно «вздыхать и думать про себя//когда же чёрт возьмёт тебя». Вот тут трое сыновей вспоминают про этику, мораль и почитание родителей, но, честно говоря, в сериале всё выглядит скорее так, как будто они не хотят марать руки, настолько глубокое отвращение они испытывают к своему папаше.

По итогам - ждал от японской версии большего. Создатели слишком уж увлеклись мелодрамой и семейными разборками, а вещи глубокие и спорные обошли стороной, ну и оценки в сериале расставлены слишком уж однозначно, у Достоевского-то как раз весь интерес в том, что у него всё не так просто. И как раз на большой дистанции в 11 серий можно было всю эту неоднозначность показать. А здесь вполне можно было всё показанное уложить в 2-3 серии, если выбросить флеш бэки, уныло повторяющиеся разговоры, долгие панорамные виды моря и гор.

PS Ах да, в саундтреке очень грамотно использованы классические, я бы даже сказал, канонические рок-композиции. Действительно, Paint it black, Smells like teen spirit, Unforgiven отлично ложатся и на мрачную картинку, да и на оригинальный текст романа. Это вообще интересная такая тема, какую музыку использовать для осовременивания классических текстов. Кстати, был же у нас гениальный фильм «Даун хаус» по мотивам «Идиота» с одноимённой музыкой.

Да, и пишут, что примерно в то же время, в начале десятых годов, в Японии сняли телеверсию «Преступления и наказания», тоже осовремененную, стоит попробовать посмотреть, может, лучше получилось.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: bobi4ka
2018-05-20 02:40 pm (UTC)
Забавно. )
(Reply) (Thread)