?

Log in

No account? Create an account
Премия «Новые горизонты» - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Премия «Новые горизонты» [Jun. 12th, 2018|02:26 pm]
olnigami
[Tags|]

В сети появился список книг, выдвинутых в этом году на премию «Новые горизонты» (ссылку даю на сайт Литерры, потому что сайт премии на данный момент заражён вирусом, надеюсь, это скоро исправят). Из представленных книг я читал две, причём обе частично. Листал когда-то на прозе.ру первую часть «Золотого ключика» Михаила Харитонова (читать медленно и разборчиво не смог – нервы у меня с годами слабоваты стали для таких экстремальных испытаний) и читал отрывок из «Автопортрета с устрицей в кармане» Романа Шмаракова, тот, что был напечатан в «Новом мире». Удивительно как попали в один список эти два произведения – даже не то что противоположные друг другу, а скорее даже как будто из двух разных вселенных, отличающиеся со всех сторон – эстетической, мировоззренческой… даже метафизической. Но что при этом забавно – с формальной точки зрения они принадлежат к одному жанру – «литература о литературе» или в другой формулировке «приключения не персонажей, но текстов». У Романа Шмаракова – обобщённый викторианский роман (впрочем, судя по тому самому отрывку из «Нового мира», автор в какой-то момент спускается ещё дальше в литературные глубины… и редкий смельчак рискнёт отправиться за ним следом), а у Михаила Харитонова – постапокалипсис, на фоне которого искусственно созданные существа, пережившие человечество, разыгрывают сюжет сказки Алексея Толстого. Так что там и там читать и понимать текст может только человек культурно подкованный, только вот черпают тексты из абсолютно разных пластов культуры…

Впрочем, это ведь ещё и демонстрация того, насколько сильно могут отличаться произведения, написанные в одном и том же, казалось бы, жанре (хотя тут, наверное, слово «жанр» не совсем подходит, «литература о литературе» правильнее было бы называть «метажанр» по аналогии с «метаязыком» постструктуралистской теории). А также показатель широты охвата премии «Новые горизонты», и я бы даже сказал, некоторого тонкого троллинга со стороны организаторов премии. Ну или может не совсем троллинга, а того, что называется «работы на контрастах», что всегда производит впечатление на аудиторию (вот и я настолько впечатлился, что даже запись у себя в ЖЖ решил сделать).

Да, а ещё эти две книги роднит то, что они обе представлены на премию не в бумажном издании, а в рукописях. Хотя вроде бы «Автопортрет» собирались напечатать в «Эксмо», но, похоже, дальше намерений дело не пошло. Впрочем, понятно, что и та, и другая книга слишком уж сильно выбиваются за рамки общепринятой и общепризнанной литературы, хотя выбиваются в диаметрально противоположных направлениях (что-то я чем дальше пишу, тем очевиднее прихожу к выводу, что о сходстве и различиях авторских методов Романа Шмаракова и Михаила Харитонова можно было бы запросто накатать как минимум большую статью, а то и вовсе кандидатскую диссертацию – дарю идею, если кому интересно).

А если посмотреть список, то ещё у двух претендентов на премию книги представлены в рукописях. Ещё две книги напечатаны в издательствах «Шико» и «Престиж бук», не самых, мягко говоря, крупных и известных. Так что с необычными, внежанровыми произведениями у нас дела обстоят сложно. И стоит отдать должное премии «Новые горизонты» – она с самого своего основания старалась привлекать внимание к тем книгам, которые появляются в «серых зонах» литературного сообщества, вроде бы и в среде условной фантастики, а вроде бы и нет, но в любом случае точно вне поля зрения «мейнстримной» литературной критики. Хотя тут сразу возникает вопрос: что делает в таком случае в списке претендентов роман Ксении Букши, который уж точно никак не может пожаловаться на невнимание ни критиков, ни широкой читательской аудитории… Впрочем, критерии включения произведений в списки литпремий всегда вызывают массу вопросов.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: mmnt
2018-06-12 03:53 pm (UTC)
Харитонов написал одну из лучших книг нашего времени. И хотя сам по себе он писатель не первого ряда, увы, "Золотой Ключ" - нечто особое. "Русский Пратчетт", в концентрированном виде.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stierliz
2018-06-13 06:21 pm (UTC)
Пратчетт говно. Харитонов класс!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mmnt
2018-06-13 07:07 pm (UTC)
Пратчетт (как и Толкиен) не писатель, а криэйтор, создатель миров. Харитонов - писатель. Но в Золотом Ключе он выступил и как хороший криэйтор, в одном флаконе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stierliz
2018-06-13 07:28 pm (UTC)
Пратчетт создатель чего? Петросянства для образованщины ? Миры это нечто иное. И Толкиен тут не при чём. Ладно. Всё. О литературоведении без меня.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mmnt
2018-06-13 07:42 pm (UTC)
Ну ясно. Пацан сказал - пацан сделал.
(Reply) (Parent) (Thread)