olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Премия «Новые горизонты»

В сети появился список книг, выдвинутых в этом году на премию «Новые горизонты» (ссылку даю на сайт Литерры, потому что сайт премии на данный момент заражён вирусом, надеюсь, это скоро исправят). Из представленных книг я читал две, причём обе частично. Листал когда-то на прозе.ру первую часть «Золотого ключика» Михаила Харитонова (читать медленно и разборчиво не смог – нервы у меня с годами слабоваты стали для таких экстремальных испытаний) и читал отрывок из «Автопортрета с устрицей в кармане» Романа Шмаракова, тот, что был напечатан в «Новом мире». Удивительно как попали в один список эти два произведения – даже не то что противоположные друг другу, а скорее даже как будто из двух разных вселенных, отличающиеся со всех сторон – эстетической, мировоззренческой… даже метафизической. Но что при этом забавно – с формальной точки зрения они принадлежат к одному жанру – «литература о литературе» или в другой формулировке «приключения не персонажей, но текстов». У Романа Шмаракова – обобщённый викторианский роман (впрочем, судя по тому самому отрывку из «Нового мира», автор в какой-то момент спускается ещё дальше в литературные глубины… и редкий смельчак рискнёт отправиться за ним следом), а у Михаила Харитонова – постапокалипсис, на фоне которого искусственно созданные существа, пережившие человечество, разыгрывают сюжет сказки Алексея Толстого. Так что там и там читать и понимать текст может только человек культурно подкованный, только вот черпают тексты из абсолютно разных пластов культуры…

Впрочем, это ведь ещё и демонстрация того, насколько сильно могут отличаться произведения, написанные в одном и том же, казалось бы, жанре (хотя тут, наверное, слово «жанр» не совсем подходит, «литература о литературе» правильнее было бы называть «метажанр» по аналогии с «метаязыком» постструктуралистской теории). А также показатель широты охвата премии «Новые горизонты», и я бы даже сказал, некоторого тонкого троллинга со стороны организаторов премии. Ну или может не совсем троллинга, а того, что называется «работы на контрастах», что всегда производит впечатление на аудиторию (вот и я настолько впечатлился, что даже запись у себя в ЖЖ решил сделать).

Да, а ещё эти две книги роднит то, что они обе представлены на премию не в бумажном издании, а в рукописях. Хотя вроде бы «Автопортрет» собирались напечатать в «Эксмо», но, похоже, дальше намерений дело не пошло. Впрочем, понятно, что и та, и другая книга слишком уж сильно выбиваются за рамки общепринятой и общепризнанной литературы, хотя выбиваются в диаметрально противоположных направлениях (что-то я чем дальше пишу, тем очевиднее прихожу к выводу, что о сходстве и различиях авторских методов Романа Шмаракова и Михаила Харитонова можно было бы запросто накатать как минимум большую статью, а то и вовсе кандидатскую диссертацию – дарю идею, если кому интересно).

А если посмотреть список, то ещё у двух претендентов на премию книги представлены в рукописях. Ещё две книги напечатаны в издательствах «Шико» и «Престиж бук», не самых, мягко говоря, крупных и известных. Так что с необычными, внежанровыми произведениями у нас дела обстоят сложно. И стоит отдать должное премии «Новые горизонты» – она с самого своего основания старалась привлекать внимание к тем книгам, которые появляются в «серых зонах» литературного сообщества, вроде бы и в среде условной фантастики, а вроде бы и нет, но в любом случае точно вне поля зрения «мейнстримной» литературной критики. Хотя тут сразу возникает вопрос: что делает в таком случае в списке претендентов роман Ксении Букши, который уж точно никак не может пожаловаться на невнимание ни критиков, ни широкой читательской аудитории… Впрочем, критерии включения произведений в списки литпремий всегда вызывают массу вопросов.
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments