?

Log in

No account? Create an account
RIP Харлан Эллисон - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

RIP Харлан Эллисон [Jul. 4th, 2018|01:40 am]
olnigami
[Tags|]

А между тем несколько дней тому назад умер Харлан Эллисон, один из самых ярких фантастов двадцатого века. Обычно его относят к «новой волне», но туда вообще зачисляют всех, кто пишет что-то странное и при этом не укладывается в шаблонное представление о фантастике с бластерами и космолётами. Хотя у Эллисона в творчестве есть и вполне себе классическая научная фантастика, и городская мистика, и хоррор, и вполне себе такой реализм, даже местами заслуживающий приставки «соц». Но всё равно во всех вещах есть у него что-то такое выламывающееся, необычное, тревожное…

Впрочем, то же самое можно сказать о многих представителях так называемой «новой волны», тех, кто чаще всего начинал с жанровой фантастики или фэнтези (взять хоть раннего Муркока, когда он тупо подражал «марсианским» романам Эдгара Бэрроуза, и ничто в тех романах не предвещало во что потом Муркок мутирует), а потом дружными усилиями превратили фантастический жанр в нечто очень и очень странное. Местами сюрреалистичное, местами жуткое, местами смешное (до дрожи смешное, я бы даже сказал), очень часто шокирующее (вот, кстати, по части шокирования Харлан Эллисон был мастер, даже гранд-мастер, впрочем, на фоне, например, Джеймса Балларда и Эллисон кажется относительно нормальным). И почти всегда что-то очень мощное, витальное, обрушивающееся на читателя как цунами и остающееся в памяти навсегда. Вообще в этой самой «новой волне» было много очень острого, искреннего и мучительного переживания – несовершенства мира и человека, какой-то неприкаянности, дисгармонии, разлада, тоски. «Нет, ребята, всё не так, всё не так, как надо». И вот писатели сами мучились, и читателей мучили, и Харлан Эллисон в своих лучших вещах и то, и другое делал просто с поразительным талантом.

В отличие от других писателей «новой волны», тяготевших скорее к крупной форме, – романам или даже циклам романов (как тот же Муркок), Эллисон работал исключительно в малой форме, создавая такие своего рода «спрессованные романы», очень плотные, написанные как будто в приступе ожесточённого надрыва. Литературные «чёрные дыры», тяжёлые, мощные, способные поглотить и размолоть читателя на атомы. Плюс его хулиганские эссе на разные темы – о писательской деятельности, о Голливуде (он писал сценарии, которые либо зарубали на корню, либо превращали во что-то хилое и безжизненное, из-за чего Эллисон потом плевался в продюсеров ядовитой слюной), о своём отношении к человечеству (тут любой пересказ бледнеет, не в силах передать всю глубину мизантропии Эллисона), о коллегах по перу (запасы ядовитой слюны у Эллисона были, похоже, неисчерпаемы), об издателях (о, вот тут ядовитая слюна обретала пулемётную скорость; по-хорошему, за эссе о том, как Эллисон мстил обманувшему его издателю, он вполне заслуживал ещё одной премии Брэма Стокера в дополнение к уже имеющимся).

На русском языке Эллисона издавали скромно, скорее всего, именно из-за его пристрастия к малой форме. В эпоху бума переводной фантастики издатели предпочитали романы или лучше серии романов (поэтому всё тот же Муркок так отлично зашёл на книжный рынок). И только легендарное издательство «Полярис» в своей серии «Миры» издало трёхтомный сборник рассказов Эллисона, за что им, конечно, огромное спасибо… Вообще в игнорировании Харлана Элиссона есть нечто несправедливое, учитывая, что он один из самых титулованных фантастов в англоязычной литературе. Во второй половине 60-х и первой половине 70-х он получал призы «Хьюго» и «Небьюла» практически каждый год, да и потом тоже, хотя уже и не столь регулярно (кому интересно, взгляните на список на Фантлабе – кажется, Эллисон мог бы грамотами стены обклеивать, и хватило бы на целый дом). Судя по библиографии на фантлабе, в последние годы на русском языке вышло ещё четыре сборника произведений Харлана Элиссона, но всё это сверхмалые тиражи (20-30 экземпляров) и в сети я смог найти только один из этих томов. Увы. Но может, сейчас всё-таки издадут пару рассказов.

А вообще, конечно, хорошо бы какой-нибудь крупный телеканал сделал телесериал по мотивам рассказов Эллисона, сейчас ведь очень активно экранизируют и классическую, и современную фантастику (получается, правда, не всегда удачно), а уж у Эллисона сюжетов хватит на пару-тройку сезонов. Наверняка после этого и в России его будут активно переиздавать. Ну и просто очень бы хотелось посмотреть на киновариант «У меня нет рта, а я хочу кричать», «Гитлер рисовал розы», «Глаза из пыли», «Я вижу: человек сидит на стуле и стул кусает его за ногу», «Дрейфуя у островков Лангерганса». В конце концов, была же вполне успешная экранизация «Парень и его собака» (хотя мне этот фильм не очень нравится), почему бы не экранизировать ещё несколько рассказов.
linkReply

Comments:
From: pahmutova
2018-07-05 08:57 pm (UTC)
Терминатора-то первого сделали же.
(Reply) (Thread)