olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

RIP Харлан Эллисон

А между тем несколько дней тому назад умер Харлан Эллисон, один из самых ярких фантастов двадцатого века. Обычно его относят к «новой волне», но туда вообще зачисляют всех, кто пишет что-то странное и при этом не укладывается в шаблонное представление о фантастике с бластерами и космолётами. Хотя у Эллисона в творчестве есть и вполне себе классическая научная фантастика, и городская мистика, и хоррор, и вполне себе такой реализм, даже местами заслуживающий приставки «соц». Но всё равно во всех вещах есть у него что-то такое выламывающееся, необычное, тревожное…

Впрочем, то же самое можно сказать о многих представителях так называемой «новой волны», тех, кто чаще всего начинал с жанровой фантастики или фэнтези (взять хоть раннего Муркока, когда он тупо подражал «марсианским» романам Эдгара Бэрроуза, и ничто в тех романах не предвещало во что потом Муркок мутирует), а потом дружными усилиями превратили фантастический жанр в нечто очень и очень странное. Местами сюрреалистичное, местами жуткое, местами смешное (до дрожи смешное, я бы даже сказал), очень часто шокирующее (вот, кстати, по части шокирования Харлан Эллисон был мастер, даже гранд-мастер, впрочем, на фоне, например, Джеймса Балларда и Эллисон кажется относительно нормальным). И почти всегда что-то очень мощное, витальное, обрушивающееся на читателя как цунами и остающееся в памяти навсегда. Вообще в этой самой «новой волне» было много очень острого, искреннего и мучительного переживания – несовершенства мира и человека, какой-то неприкаянности, дисгармонии, разлада, тоски. «Нет, ребята, всё не так, всё не так, как надо». И вот писатели сами мучились, и читателей мучили, и Харлан Эллисон в своих лучших вещах и то, и другое делал просто с поразительным талантом.

В отличие от других писателей «новой волны», тяготевших скорее к крупной форме, – романам или даже циклам романов (как тот же Муркок), Эллисон работал исключительно в малой форме, создавая такие своего рода «спрессованные романы», очень плотные, написанные как будто в приступе ожесточённого надрыва. Литературные «чёрные дыры», тяжёлые, мощные, способные поглотить и размолоть читателя на атомы. Плюс его хулиганские эссе на разные темы – о писательской деятельности, о Голливуде (он писал сценарии, которые либо зарубали на корню, либо превращали во что-то хилое и безжизненное, из-за чего Эллисон потом плевался в продюсеров ядовитой слюной), о своём отношении к человечеству (тут любой пересказ бледнеет, не в силах передать всю глубину мизантропии Эллисона), о коллегах по перу (запасы ядовитой слюны у Эллисона были, похоже, неисчерпаемы), об издателях (о, вот тут ядовитая слюна обретала пулемётную скорость; по-хорошему, за эссе о том, как Эллисон мстил обманувшему его издателю, он вполне заслуживал ещё одной премии Брэма Стокера в дополнение к уже имеющимся).

На русском языке Эллисона издавали скромно, скорее всего, именно из-за его пристрастия к малой форме. В эпоху бума переводной фантастики издатели предпочитали романы или лучше серии романов (поэтому всё тот же Муркок так отлично зашёл на книжный рынок). И только легендарное издательство «Полярис» в своей серии «Миры» издало трёхтомный сборник рассказов Эллисона, за что им, конечно, огромное спасибо… Вообще в игнорировании Харлана Элиссона есть нечто несправедливое, учитывая, что он один из самых титулованных фантастов в англоязычной литературе. Во второй половине 60-х и первой половине 70-х он получал призы «Хьюго» и «Небьюла» практически каждый год, да и потом тоже, хотя уже и не столь регулярно (кому интересно, взгляните на список на Фантлабе – кажется, Эллисон мог бы грамотами стены обклеивать, и хватило бы на целый дом). Судя по библиографии на фантлабе, в последние годы на русском языке вышло ещё четыре сборника произведений Харлана Элиссона, но всё это сверхмалые тиражи (20-30 экземпляров) и в сети я смог найти только один из этих томов. Увы. Но может, сейчас всё-таки издадут пару рассказов.

А вообще, конечно, хорошо бы какой-нибудь крупный телеканал сделал телесериал по мотивам рассказов Эллисона, сейчас ведь очень активно экранизируют и классическую, и современную фантастику (получается, правда, не всегда удачно), а уж у Эллисона сюжетов хватит на пару-тройку сезонов. Наверняка после этого и в России его будут активно переиздавать. Ну и просто очень бы хотелось посмотреть на киновариант «У меня нет рта, а я хочу кричать», «Гитлер рисовал розы», «Глаза из пыли», «Я вижу: человек сидит на стуле и стул кусает его за ногу», «Дрейфуя у островков Лангерганса». В конце концов, была же вполне успешная экранизация «Парень и его собака» (хотя мне этот фильм не очень нравится), почему бы не экранизировать ещё несколько рассказов.
Tags: Книги
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments