?

Log in

No account? Create an account
Таллинн и Хельсинки, ч. 1 - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Таллинн и Хельсинки, ч. 1 [Sep. 3rd, 2018|01:12 am]
olnigami
[Tags|]

Где-то месяц тому назад ездил в отпуск в Таллинн и Хельсинки. Встретил в дороге свой 41 день рождения. Спасибо, кстати, всем за поздравления, очень приятно, когда плывёшь на пароме по Балтийскому морю и смотришь, как в фейсбучном статусе появляются новые сообщения. Впрочем, плыть на пароме по Балтийскому морю вообще приятно, потому что паром это скорее что-то вроде плавучего торгового центра с ресторанами, фастфудом, игральными автоматами и магазинами. Самое подходящее место для встречи дня рождения.

Запишу здесь же несколько впечатлений от поездки, на память.

***
Таллинн произвёл впечатление симпатичного города. Небольшой, уютный. На удивление много деревянных домов, даже в центре города. Но деревянные дома ухоженные, отремонтированные, вообще, есть от города ощущение «скромного достоинства».
Поразительно, насколько большой в Таллинне Старый город, это просто чудо, что удалось сохранить столько старых построек, причём именно в виде архитектурного ансамбля, с булыжными мостовыми. И опять же всё аккуратно отреставрировано, более того, выглядит не как памятник – застывший и мёртвый, а как действующий живой средневековый… ну, хотя нет, скорее ренессансный… город. Как будто и не было всех этих столетий, войн, строительных новаций, генпланов, перестроек и всего прочего. Того, что волнами прокатывалось по, например, центру Москвы, превращая его в скопище разнородных стилей, безумных архитектурных экспериментов и подделок, пытающихся изобразить нечто «под старину».

***
Посетили Таллиннскую телебашню - смотровую площадку, маленький кинотеатр на первом этаже (где крутят забавную корометражку, в которой действие разворачивается в этой самой телебашне) и музей советской эпохи. В музее подобраны всевозможные предметы быта, от телогрейки до самодельного автомобиля, есть реконструированная квартира, тщательно всё подобрано. Я внимательно читал пояснения на стендах, из которых понял, что кураторы выставки руководствовались не ностальгией, как можно предположить, а желанием создать своего рода слепок эпохи, во всём её разнообразии, чтобы добиться эффекта остранения по отношению к СССР 70-80-х и попытаться понять, а что это вообще такое было. Мне близко и понятно такое желание, потому что я и сам, читая о том периоде или копаясь в своих воспоминаниях (довольно, впрочем, смутных, и не всегда достоверных), тоже пытаюсь реконструировать, объяснить тот странный, ускользающий «дух времени». И, мне кажется, чем дальше во времени мы удаляемся от той эпохи, тем загадочней она становится.
И ещё – я не сразу понял, что чем-то эта экспозиция напоминает коллекцию из раскопок Помпеи и других городов, погребённых извержением Везувия. Такое же ощущение сложной, развитой жизни, погубленной мгновенной катастрофой, а затем восстановленной исследователями. Именно в таком виде – застывшими фрагментами, механически подогнанными друг к другу.

***
Ещё мы посетили этнографический музей под открытым небом. Это большая территория, на которой расположены старые деревенские строения – хуторы, ветряные мельницы, помещечьи дома. В каждом строении небольшая экспозиция, рассказывающая о сельской жизни. Можно оценить насколько тяжелой была эта самая жизнь, сколько надо было прилагать усилий просто для обычного существования в такой обстановке. И, кстати, понимаешь, почему крестьяне при первой же возможности толпами устремлялись в города из такой «идиллической аркадии».

Ещё всё время никак не мог отделаться от мысли, что вот так через сто-двести лет в каком-нибудь реальном или виртуальном музее будет экспонироваться современная квартира, и посетители будут удивляться и сочувствовать тому, как люди в таких условиях жили.

Да, и среди строений есть небольшая деревенская церковь. Скромных размеров зал, крохотные окошки, почти никаких украшений, всё очень просто и безыскусно. Но зато есть маленький орган (или, может, этот инструмент как-то по другому называется?), не знаю только работающий или нет.

***
Таллинский музей называется KUMU, уж не знаю, откуда взялось это название. Экспозиция разбита по этажам от искусства 18-го века внизу до самого современного наверху, что очень мудро, потому что до последнего этажа доползут не все, а кто доползёт, тот получит такое эстетическое впечатление, что потом вихрем помчится вниз по ступенькам с одной только мыслью в голове: «сделайте меня развидеть это!!».

Подборка в музее достаточно стандартна, видно, что местные художники следили за мировыми трендами и тщательно их воспроизводили. В биографиях художников указывается, что они учились кто в Петербурге, кто в Париже, кто в Венеции, что в общем-то по картинам и видно. Пожалуй, самая интересная и необычная часть экспозиции связана с попытками использовать национальный колорит, местные легенды и сказания. Понятно, что это стремление тоже лежит в русле общеевропейского «поиска корней», ставшего невероятно модным в конце 19-го века, но тут, по крайней мере, есть всё-таки своя местная специфика и есть ощущение чего-то такого… могучего, хтонического. Ну и да, как это, опять же, часто случается с этим направлением в искусстве, обилие пафоса порой создаёт ощущение комичности, некоторой карикатурности. Но, в любом случае, вот эта часть экспозиции бросается в глаза и запоминается.
Ещё впечатляет то, что среди художников, представленных в музее, много женщин. Причём не только в период модерна, но и в классический период тоже. Всё-таки в северных странах действительно эмансипация началась раньше. Кстати, а вот есть ли картины женщин в Третьяковской галерее или Русском музее? По идее, Наталья Гончарова должна быть, но вот кто кроме неё – не знаю.

Этаж с искусством 20 века тоже достаточно интересный, хотя всё тоже вполне в русле модных течений эпохи. Немного абстракционизма, немного концептуализма, эксперименты с коллажами, всё вполне в духе времени. Пожалуй, самый мозговыносящий экспонат – комната, заполненная копиями бюстов, расположенных рядами на полу и по одной из стен. Впечатление производит очень суровое, словами не передать.

Современное искусство представлено видеоинсталляциями и всяким хитрым интерактивом. Честно говоря, смысла половины экспонатов я так и не смог понять, а на табличках указывались только наименования работ, без подробностей. И это, конечно, большое упущение, потому что в современном искусстве главное не само произведение, а пояснение к нему, желательно ещё и с комментарием искусствоведа. Вообще, мне кажется, в случае со многими произведениями можно уже обходиться и вовсе без них, вывешивать только пояснение и всё. Впрочем, подозреваю, кто-нибудь из современных художников такую идею уже реализовал.

Сейчас в музее проходит выставка ренессансного художника Михеля Зитта, родом из Таллинна. Мы туда тоже зашли… Странноватая с этим Зиттом история. Его «открыли» в двадцатом веке, точнее говоря, один из исследователей доказал, что несколько полотен, которые ранее приписывались либо неизвестному автору, либо кому-нибудь из мастеров Реннесанса, на самом деле принадлежали кисти одного художника. И что этим художником, по всей видимости, был этот самый Зитт, о котором известно, что он трудился придворным живописцем у Изабеллы Кастильской, а потом ещё у нескольких европейских монархов. Вернувшись в Таллинн, стал главой местной гильдии художников, что неудивительно, на тот момент он, наверное, был в Таллинне самым крутым и известным. Тем не менее, известно о его творчестве не так много, атрибуция картин под вопросом, и насколько современная версия его жизни верна, сказать трудно, особенно учитывая, что в ту эпоху живописцы не подписывали свои работы, но для Эстонии, как я понимаю, Михель Зитт – важная фигура, практически местный Леонардо да Винчи.

***
По части бытовых условий - в центре Таллина очень много отелей разного класса, сувенирных магазинов и общепита, тоже очень разного. Всё это чётко сосредоточено в пределах небольшого пятачка в самом Старом городе и вокруг него. Если верить Гугл картам, в остальном городе нет ни кафешек, ни торговых центров, вообще ничего нет, только жилые дома. Как там народ живёт, загадка. То ли у всех автомобили и все ездят за покупками и покушать в центр, то ли жители и владельцы не отмечают такие заведения на картах. Впрочем, и в Москве тоже есть множество заводских и ведомственных столовых – качественных и дешёвых, которые на картах не отмечены, да им это и не надо.

Мы во время пребывания в Таллинне ужинали в ресторане «Лидо», очень похожем на московскую сеть «Грабли». Тоже буфет, тоже самообслуживание, но качество заметно выше, по крайней мере, по сравнению с тем, когда я в последний раз был в «Граблях» несколько лет тому назад. Цены в «Лидо» не сказать чтоб уж совсем низкие, но ниже, чем в обычных ресторанах. Ну и есть, конечно, в центре разные фастфуды, относительно дешёвые.

***
В Старом городе на площади возле ратуши всегда много народу, и на улочках, прилегающих к площади, тоже. А вот если отойти чуть подальше, там спокойнее и тише. В самом Старом городе очень много всего – и здания красивые, и музеи, и уличные музыканты. За те два раза, что мы там были, наверное, увидели от силы четверть того, что можно увидеть. Но впечатления остались очень хорошие, тем более что повезло, во-первых, с погодой, было тепло и солнечно, во-вторых, в это время в Таллинне проходил фестиваль хорового пения, и одна из площадок располагалась возле Ратуши, причём открытая и бесплатная.

Вообще по Старому городу можно просто бродить, хотя я первый раз, оказавшись там, практически заблудился – улицы расходятся под узкими углами и петляют, а от туристической карты нет почти никакого толка. Хорошо хоть удавалось кое-где поймать вай-фай и загрузить гугл-карты, по ним хоть нормально ориентироваться можно. Не знаю, специально что ли туристические карты так делают, что использовать их можно только для поездок в такси – ткнуть пальцем в достопримечательность и сказать «Сюда!». Или же реклама в них занимает столько места, что нормальная прорисовка улиц уже просто не влезает на лист. В любом случае, с этими картами надо быть очень осторожными, и лучше либо купить бумажный путеводитель и ориентироваться по нему, либо загрузить заранее гугл-карту того района, где собираешься гулять и прихватить с собой пауэр-банк для подзарядки телефона.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: motilek_1
2018-09-03 06:37 am (UTC)
В Вильнюсе Старый город намного больше - рекомендую ).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zzloy_dikobrazz
2018-09-04 06:13 am (UTC)
Да-да! всё так и есть: старый Талллиннн - маленькое чудо, и в Лидо очень славно (а Хельсинки - скучный и вообще никакой)
(Reply) (Thread)