olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Таллинн и Хельсинки, ч. 1

Где-то месяц тому назад ездил в отпуск в Таллинн и Хельсинки. Встретил в дороге свой 41 день рождения. Спасибо, кстати, всем за поздравления, очень приятно, когда плывёшь на пароме по Балтийскому морю и смотришь, как в фейсбучном статусе появляются новые сообщения. Впрочем, плыть на пароме по Балтийскому морю вообще приятно, потому что паром это скорее что-то вроде плавучего торгового центра с ресторанами, фастфудом, игральными автоматами и магазинами. Самое подходящее место для встречи дня рождения.

Запишу здесь же несколько впечатлений от поездки, на память.

***
Таллинн произвёл впечатление симпатичного города. Небольшой, уютный. На удивление много деревянных домов, даже в центре города. Но деревянные дома ухоженные, отремонтированные, вообще, есть от города ощущение «скромного достоинства».
Поразительно, насколько большой в Таллинне Старый город, это просто чудо, что удалось сохранить столько старых построек, причём именно в виде архитектурного ансамбля, с булыжными мостовыми. И опять же всё аккуратно отреставрировано, более того, выглядит не как памятник – застывший и мёртвый, а как действующий живой средневековый… ну, хотя нет, скорее ренессансный… город. Как будто и не было всех этих столетий, войн, строительных новаций, генпланов, перестроек и всего прочего. Того, что волнами прокатывалось по, например, центру Москвы, превращая его в скопище разнородных стилей, безумных архитектурных экспериментов и подделок, пытающихся изобразить нечто «под старину».

***
Посетили Таллиннскую телебашню - смотровую площадку, маленький кинотеатр на первом этаже (где крутят забавную корометражку, в которой действие разворачивается в этой самой телебашне) и музей советской эпохи. В музее подобраны всевозможные предметы быта, от телогрейки до самодельного автомобиля, есть реконструированная квартира, тщательно всё подобрано. Я внимательно читал пояснения на стендах, из которых понял, что кураторы выставки руководствовались не ностальгией, как можно предположить, а желанием создать своего рода слепок эпохи, во всём её разнообразии, чтобы добиться эффекта остранения по отношению к СССР 70-80-х и попытаться понять, а что это вообще такое было. Мне близко и понятно такое желание, потому что я и сам, читая о том периоде или копаясь в своих воспоминаниях (довольно, впрочем, смутных, и не всегда достоверных), тоже пытаюсь реконструировать, объяснить тот странный, ускользающий «дух времени». И, мне кажется, чем дальше во времени мы удаляемся от той эпохи, тем загадочней она становится.
И ещё – я не сразу понял, что чем-то эта экспозиция напоминает коллекцию из раскопок Помпеи и других городов, погребённых извержением Везувия. Такое же ощущение сложной, развитой жизни, погубленной мгновенной катастрофой, а затем восстановленной исследователями. Именно в таком виде – застывшими фрагментами, механически подогнанными друг к другу.

***
Ещё мы посетили этнографический музей под открытым небом. Это большая территория, на которой расположены старые деревенские строения – хуторы, ветряные мельницы, помещечьи дома. В каждом строении небольшая экспозиция, рассказывающая о сельской жизни. Можно оценить насколько тяжелой была эта самая жизнь, сколько надо было прилагать усилий просто для обычного существования в такой обстановке. И, кстати, понимаешь, почему крестьяне при первой же возможности толпами устремлялись в города из такой «идиллической аркадии».

Ещё всё время никак не мог отделаться от мысли, что вот так через сто-двести лет в каком-нибудь реальном или виртуальном музее будет экспонироваться современная квартира, и посетители будут удивляться и сочувствовать тому, как люди в таких условиях жили.

Да, и среди строений есть небольшая деревенская церковь. Скромных размеров зал, крохотные окошки, почти никаких украшений, всё очень просто и безыскусно. Но зато есть маленький орган (или, может, этот инструмент как-то по другому называется?), не знаю только работающий или нет.

***
Таллинский музей называется KUMU, уж не знаю, откуда взялось это название. Экспозиция разбита по этажам от искусства 18-го века внизу до самого современного наверху, что очень мудро, потому что до последнего этажа доползут не все, а кто доползёт, тот получит такое эстетическое впечатление, что потом вихрем помчится вниз по ступенькам с одной только мыслью в голове: «сделайте меня развидеть это!!».

Подборка в музее достаточно стандартна, видно, что местные художники следили за мировыми трендами и тщательно их воспроизводили. В биографиях художников указывается, что они учились кто в Петербурге, кто в Париже, кто в Венеции, что в общем-то по картинам и видно. Пожалуй, самая интересная и необычная часть экспозиции связана с попытками использовать национальный колорит, местные легенды и сказания. Понятно, что это стремление тоже лежит в русле общеевропейского «поиска корней», ставшего невероятно модным в конце 19-го века, но тут, по крайней мере, есть всё-таки своя местная специфика и есть ощущение чего-то такого… могучего, хтонического. Ну и да, как это, опять же, часто случается с этим направлением в искусстве, обилие пафоса порой создаёт ощущение комичности, некоторой карикатурности. Но, в любом случае, вот эта часть экспозиции бросается в глаза и запоминается.
Ещё впечатляет то, что среди художников, представленных в музее, много женщин. Причём не только в период модерна, но и в классический период тоже. Всё-таки в северных странах действительно эмансипация началась раньше. Кстати, а вот есть ли картины женщин в Третьяковской галерее или Русском музее? По идее, Наталья Гончарова должна быть, но вот кто кроме неё – не знаю.

Этаж с искусством 20 века тоже достаточно интересный, хотя всё тоже вполне в русле модных течений эпохи. Немного абстракционизма, немного концептуализма, эксперименты с коллажами, всё вполне в духе времени. Пожалуй, самый мозговыносящий экспонат – комната, заполненная копиями бюстов, расположенных рядами на полу и по одной из стен. Впечатление производит очень суровое, словами не передать.

Современное искусство представлено видеоинсталляциями и всяким хитрым интерактивом. Честно говоря, смысла половины экспонатов я так и не смог понять, а на табличках указывались только наименования работ, без подробностей. И это, конечно, большое упущение, потому что в современном искусстве главное не само произведение, а пояснение к нему, желательно ещё и с комментарием искусствоведа. Вообще, мне кажется, в случае со многими произведениями можно уже обходиться и вовсе без них, вывешивать только пояснение и всё. Впрочем, подозреваю, кто-нибудь из современных художников такую идею уже реализовал.

Сейчас в музее проходит выставка ренессансного художника Михеля Зитта, родом из Таллинна. Мы туда тоже зашли… Странноватая с этим Зиттом история. Его «открыли» в двадцатом веке, точнее говоря, один из исследователей доказал, что несколько полотен, которые ранее приписывались либо неизвестному автору, либо кому-нибудь из мастеров Реннесанса, на самом деле принадлежали кисти одного художника. И что этим художником, по всей видимости, был этот самый Зитт, о котором известно, что он трудился придворным живописцем у Изабеллы Кастильской, а потом ещё у нескольких европейских монархов. Вернувшись в Таллинн, стал главой местной гильдии художников, что неудивительно, на тот момент он, наверное, был в Таллинне самым крутым и известным. Тем не менее, известно о его творчестве не так много, атрибуция картин под вопросом, и насколько современная версия его жизни верна, сказать трудно, особенно учитывая, что в ту эпоху живописцы не подписывали свои работы, но для Эстонии, как я понимаю, Михель Зитт – важная фигура, практически местный Леонардо да Винчи.

***
По части бытовых условий - в центре Таллина очень много отелей разного класса, сувенирных магазинов и общепита, тоже очень разного. Всё это чётко сосредоточено в пределах небольшого пятачка в самом Старом городе и вокруг него. Если верить Гугл картам, в остальном городе нет ни кафешек, ни торговых центров, вообще ничего нет, только жилые дома. Как там народ живёт, загадка. То ли у всех автомобили и все ездят за покупками и покушать в центр, то ли жители и владельцы не отмечают такие заведения на картах. Впрочем, и в Москве тоже есть множество заводских и ведомственных столовых – качественных и дешёвых, которые на картах не отмечены, да им это и не надо.

Мы во время пребывания в Таллинне ужинали в ресторане «Лидо», очень похожем на московскую сеть «Грабли». Тоже буфет, тоже самообслуживание, но качество заметно выше, по крайней мере, по сравнению с тем, когда я в последний раз был в «Граблях» несколько лет тому назад. Цены в «Лидо» не сказать чтоб уж совсем низкие, но ниже, чем в обычных ресторанах. Ну и есть, конечно, в центре разные фастфуды, относительно дешёвые.

***
В Старом городе на площади возле ратуши всегда много народу, и на улочках, прилегающих к площади, тоже. А вот если отойти чуть подальше, там спокойнее и тише. В самом Старом городе очень много всего – и здания красивые, и музеи, и уличные музыканты. За те два раза, что мы там были, наверное, увидели от силы четверть того, что можно увидеть. Но впечатления остались очень хорошие, тем более что повезло, во-первых, с погодой, было тепло и солнечно, во-вторых, в это время в Таллинне проходил фестиваль хорового пения, и одна из площадок располагалась возле Ратуши, причём открытая и бесплатная.

Вообще по Старому городу можно просто бродить, хотя я первый раз, оказавшись там, практически заблудился – улицы расходятся под узкими углами и петляют, а от туристической карты нет почти никакого толка. Хорошо хоть удавалось кое-где поймать вай-фай и загрузить гугл-карты, по ним хоть нормально ориентироваться можно. Не знаю, специально что ли туристические карты так делают, что использовать их можно только для поездок в такси – ткнуть пальцем в достопримечательность и сказать «Сюда!». Или же реклама в них занимает столько места, что нормальная прорисовка улиц уже просто не влезает на лист. В любом случае, с этими картами надо быть очень осторожными, и лучше либо купить бумажный путеводитель и ориентироваться по нему, либо загрузить заранее гугл-карту того района, где собираешься гулять и прихватить с собой пауэр-банк для подзарядки телефона.
Tags: Житейское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments