olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Про «Остров Сахалин», и тот, и другой Часть 2

Ещё несколько замечаний по отдельным спорным моментам «Острова Сахалин», тем, которые некоторые из критиков сочли авторскими и редакторскими ошибками, но это уже будет интересно тем, кто читал книгу.

Про «неразменный кусок рениума», который Сирень выбрасывает, а потом он как-то снова возвращается к ней. Рениум в структуре романа играет роль волшебного артефакта, что неудивительно - ведь вначале прямо говорится, что его добывают фактически принесением в жертву людей. Так что неудивительно, что с рениумом связаны всякие разные чудеса. Кроме того, раз он является топливом для межзвёздных перелётов, значит, он работает со структурой континуума на базовом уровне, а значит, способен изменять реальность. Или же позволять героем переходить из одного мира в другой, чуть изменённый, что, впрочем, в рамках концепции Мультивселенной одно и то же.

Вообще, по тексту можно предположить, что вся история инспирирована и организована самим рениумом с целью получить ребёнка от Сирени, а затем её внука, который должен Создателем межзвёздного двигателя, то есть мессией нового мира. Допустим, по какой-то причине земной рениум, божественный металл, оказался отделён от Небес, низвергнут на третью планету Солнечной системы, и чтобы вернуться на небеса, ему нужно воспользоваться помощью людей. А когда на Сахалине появлется Сирень, рениум начинает действовать. Сначала при помощи своего верного почитателя он отдал Сирени часть себя, достаточную, чтобы манипулировать пространством-временем, дальше свёл её с Артёмом, помог пройти через все испытания на острове и спас при обстреле острова. А в обмен забрал её синие глаза, последние синие глаза в мире****. А впрочем, может, рениум манипулировал всей историей человечества, и ядерный апокалипсис, и эпидемия зомби-вируса – тоже он! Как у Курта Воннегута тральфамадориане создают человечество только для того, чтобы с его помощью изготовить деталь для сломанного космического корабля.

Или же как в той версии, читанной мной когда-то давно где-то на просторах толкинистского сектора Рунета, что вся история «Властелина колец» движется исключительно волей Кольца, желавшего таким сложным образом попасть к своему изначальному владельцу, ну либо же (более изысканно декадентский вариант) желавшего покончить со своим существованием и выбравшим Фродо как орудие своего самоубийства.

***
В продолжение темы рениума, полагаю, это помогает решить и вопрос, смутивший комментаторов романа, о внезапно обнаружившемся в финале ребёнке и о том, кто же его отец. Насчёт биологического, земного отца тут, что называется, возможны версии, но, по всей видимости, именно рениум изменил реальность таким образом, чтобы подготовить ситуацию к появлению ребёнка, так что алименты по справедливости должен платить именно он!

И, кстати, насчёт земного отца… мне в финале грешным делом подумалось, что сцена встречи Сирени с безумным поэтом Синкаем*****(или, как я его называю, Юкио Лимоновым) после побега заключённых протекала более сложно и бурно, чем мне запомнилось, что их контакт был куда более близким до того момента, как Сирень прострелила Эдуарду Мисиме голову. Впрочем, учитывая, что мы имеем дело с «недостоверным рассказчиком» (что ещё дополнительно подчёркнуто во время разговора с учителем, когда он говорит, что записки Сирени представляют собой художественную прозу, а не исследование), кто его знает, как оно там вышло.

Такой поворот событий объяснил бы зачем понадобился дополнительный финал (а у этого романа финалов как у «Властелина колец») с воспоминаниями Синкая первой встрече с Сиренью, когда она была ещё ребенком. Впрочем, тут возможно и другое объяснение. Ведь роман помимо много прочего ещё и о творческом пути. Вернее, о двух творческих путях – один Синкая, проклятого поэта, ставшего безумцем и преступником. Другое Сирени, не столь, может быть, талантливой, но преодолевшей все искушения и ставшей настоящим поэтом, создателем книги, которая должна изменить мир. И можно предположить, что история Синкая и его стихотворение включены, вплетены в написанную Сиренью книгу, служит символом признания тёмной, дионисийской части творческой силы. Что без неё невозможен творческий подъём и перемена судьбы творца и всего мира.

**** Потерю глаз можно счесть символ потери девственности, ну а заодно и святости тоже. Ведь именно так в психоанализе трактуются ослепление Эдипа. Впрочем, я понимаю, что потерю глаз можно трактовать и как цену за выход из ада, плату царству смерти (не зря же покойникам клали монеты для Харона именно на глаза). Критики уже успели сравнить путешествие Сирени по Сахалину с «Хождением Богородицы по мукам», хотя, как по мне, тут уж скорее стоило бы вспомнить «Сошествие Иштар в преисподнюю», во время которого Иштар постепенно теряет детали одежды, а в финале гибнет. Впрочем, сюжеты этих двух повествований схожи.
***** Я, как и положено любителю аниме, оценил сарказм Веркина при выборе фамилии безумного поэта, хотя, как по мне, есть в таком сарказме нечто пошловатое.


Часть 1 https://olnigami.livejournal.com/334983.html
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments