?

Log in

No account? Create an account
«Город и город» по Чайна Мьевилю - Флегматичный циник — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

«Город и город» по Чайна Мьевилю [Mar. 16th, 2019|06:14 pm]
olnigami
[Tags|, ]

Посмотрел мини-сериал от BBC «Город и город» по Чайна Мьевилю. В целом понравилось, но есть несколько нюансов, портящих впечатление.

Сначала о плюсах. Визуально очень хорошо отображена ситуация сосуществования двух больших городов, и зыбкой границы между ними, которая находится не столько в физическом мире, сколько в восприятии горожан. Понятно, что для подчёркивания контраста между городами пришлось одному из них придать черты типичного восточноевропейского города: старые здания, тусклое освещение, одежда жителей в серых и чёрных тонах, а другой изобразить ультрасовременным: небоскрёбы, яркая неоновая расцветка, одежда весёленьких расцветок. Такое противопоставление двух городов выглядит несколько карикатурно, да и в оригинале как раз, напротив, подчёркивалось, что визуально между городами не такая уж и большая разница, и потому приезжие путаются, в каком именно городе они находятся. Собственно, именно поэтому в сериале применено визуальное усиление различий, чтобы не путать нас, зрителей, которые в этом мире оказываются как раз в роли приезжих.

Интересно, что в сериале ненавязчиво всплывают аллюзии на разделённый Берлин, чего, опять же, в оригинале не было, но в сериале можно понять – всё же это, наверное, самый близкий пример из реального мира к тому, который придумал Мьевиль. Да и зрителю всё же как-то легче, хоть что-то понятное и привычное, за что можно зацепиться в предлагаемой сюрреалистичной ситуации.

И говоря о сюрреализме – в сериале хорошо передано ощущение фантасмогоричности происходящего. Ты вроде бы и понимаешь, что на самом деле такого быть не может, что это противоречит всему твоему жизненному опыту, но потихоньку втягиваешься в эту вывернутую логику, принимаешь предложенные правила игры, смиряешься с художественным допущением. А это вообще большая проблема кинофантастики – сложно заставить зрителя поверить и принять происходящее на экране. В литературной фантастике с этим куда проще, там-то действие разворачивается в чистом пространстве воображения, куда более гибком и склонном и к абстрагированию, и к допущениям, а там, где происходит воздействие на хотя бы одно чувство воспринимающего субъекта, тем более столь мощное и основополагающее чувство как зрение, там ситуация много сложнее. Короче говоря, заставить человека вообразить написанное проще, чем заставить вообразить увиденное. Так вот, создателям сериала удаётся осуществить погружение в фантастический мир, и это большой плюс.

Тут надо бы сказать об актёрской игре, спецэффектах и прочих важных для кино и телевидения вещах. Скажу коротко – всё на хорошем, добротном техническом уровне, как это принято у BBC.

Теперь о минусах. В сериале почему-то показано, что разделение между городами насильственно навязывается жителям. В динамиках постоянно звучит предупреждение, мол, граждане, будьте в своём городе, не смотрите на чужой (что вообще-то как раз наоборот, должно быть мощным стимулом таки нарушить запрет и посмотреть), организация по предотвращению контактов между городами, так называемая Брешь, изображена какой-то страшной тайной полицией, охотящейся за несогласными. Мне особенно понравился момент, когда главный герой перестал понимать, в каком городе он находится, и все горожане по обе стороны границы сразу поняли, что он совершает страшное преступление и в ужасе побежали кто куда, при этом чуть ли не половина всех свидетелей оказалась сотрудниками Бреши и все они сразу кинулись хватать и крутить главного героя. Всё эта дичь напомнила мне сцену из фильма, если я не ошибаюсь, «На Дерибасовской хорошая погода», когда в Большом театре во время представления балета звучит объявление «Всем сотрудникам КГБ немедленно выйти на улицу», и половина зрителей встаёт со своих мест и устремляется к выходу; и даже на сцене танцор бросает свою партнёршу и гордым шагом идёт за кулисы.

Так вот. В книге-то как раз подчёркивалось, что никакого насильственного разделения городов нет и никогда не было (в отличие, опять же, от Берлина), просто так сложилось, что два народа примерно в одно и то же время основали два города примерно в одном и том же удобном месте, и дальше эти народы образовали два государства, а города так потихоньку и росли, переплетаясь друг с другом. А жители с самого детства привыкали различать, где их город, а где чужой. И никакие голоса из динамиков им не нужны, и никакая тайная полиция тоже, они в каком-то смысле сами себе полиция.

Замечу в сторону, что Мьевиль в «Город и город» создал очень удачную сложную метафору, с целым набором трактовок. С точки зрения урбанистики: да, город представляет собой сложную иерархию «пространств», как в чисто географическом, так и в социальном смысле слова. Районы города отличаются друг от друга – архитектурой, дизайном, транспортной системой, уровнем достатка обитателей, культурой их взаимодействия. Особенно это заметно в Москве. Вот, допустим, у меня в Коптево до сих пор остались рудименты сельской местности, так и не до конца поглощённой городом. И, допустим, если я приезжаю в Черёмушки, там и вижу всё практически то же самое, что и в Коптево. А вот Бутово, допустим, или какой-нибудь другой район, возведённый в «чистом поле», для меня всё равно что другой город. Или Китай-город, например, до сих пор сохранивший элементы городской застройки вековой давности, тоже совсем другое ощущение. И то, что для обитателя одного района кажется настолько привычным, что он этого даже и не замечает, обитателю другого бросается в глаза.

Или, допустим, в социальном аспекте. Для кого-то город предстаёт совокупностью дешёвых супермаркетов, вещевых рынков и парикмахерских, в которых три мастера ютятся в одной комнатке и задевают друг друга локтями, а для кого-то – бутиков, «Азбуки вкуса» и салонов красоты (а есть ещё и крайний случай, когда город предстаёт пространством помоек, подвалов и санэпидемстанций – мне доводилось говорить с людьми, которые видят город именно таким образом, это впечатляет… и пугает). Причём люди, принадлежащие к одной социальной страте, действительно «не видят» города других социальных страт.

В этой метафоре есть, конечно, и общее культурно-философское содержание: мы видим только то, что привыкли видеть, то, что нас научили видеть, и можем видеть либо одну «картину мира», либо другую. А если всё-таки происходит прозрение, если нам открывается мир во всей его полноте, то этот опыт навсегда выкидывает нас из мира людей с ограниченным восприятием. Кстати, в сериале это тоже очень хорошо показано, когда главный герой становится частью Бреши, получает возможность свободно перемещаться между городами, но взамен теряет возможность общаться со своими старыми друзьями и знакомыми, те просто буквально перестают его «видеть».

А второй недостаток сериала, куда более серьёзный, чем первый, - слишком слабый сюжет для такой мощной и многомерной метафоры. Есть вроде какая-то детективная интрига с убитой девушкой, которая живёт в одном городе, а её труп находят в другом, есть история с загадочными раскопками и вроде какой-то неизвестной цивилизацией, существовавшей некогда на месте этих двух городов… ещё есть отдельная линия с воспоминаниями главного героя о его таинственно пропавшей жене… но всё это как-то бледнеет на фоне истории о двух соседствующих городах, жители которых в упор не замечают друг друга. Соответственно, и в сериале интересными выглядят первые две серии, где раскрывается окружающий мир, а потом, когда мир становится понятен, хочется уже какого-то действия, но действие оказывается вялым, скучным и толком ни к чему не ведущим. Ну а уж финальный поворот сюжета, дескать, во всём виноваты злобные американские корпорации, ууу, бойтесь капиталистов, они страшные, - это вообще курам на смех. Стоило городить такой сложный и причудливый мир со всеми его философскими и культурологическими выкрутасами ради банальной антикапиталистической агитки. Но тут, понятно, претензия не к создателям сериала, а к автору. Бывает у Чайны Мьевиля такая печальная особенность – он создаёт феерические, потрясающие воображаемые миры, а потом устраивает в них какой-то невразумительный и блеклый сюжет. Вот точно так же меня разочаровал роман «Рельсы», очень классный мир, в котором вся почва между городами покрыта железнодорожными путями, люди путешествуют на поездах, потому что в земле живут страшные хищники. И люди на них иногда охотятся, и у каждого капитана охотничьего поезда есть свой Противник, великий Крот или там Землеройка, за которым капитан охотится много лет, после первого столкновения с ним лишается какой-либо конечности, и с которым чувствует особую мистическую связь, и видит главную цель своей жизни в преследовании Зверя (основательно всё-таки Мелвилл перепахал англоязычную литературу). И вот в этом восхитительном мире разворачивается простейший сюжет, который смотрелся бы уместно только в мультипликационном сериале для младшего школьного возраста. Так что даже всё та же антикапиталистическая агитка в финале (а Мелвилл не был бы собой, если бы не демонстрировал свою увлечённость троцкизмом к месту и ни к месту) и та воспринимается как глоток свежего воздуха.

Впрочем, справедливости ради, есть у Мьевиля романы, в которых сюжет находится на уровне описываемого мира, «Вокзал потерянных снов» или «Посольский город».

Так что, подводя итоги затянувшегося обзора, сериал «Город и город» стоит посмотреть, но надо настроиться на то, что ближе к финалу он становится затянутым и скучноватым, как по мне, его вполне можно было бы сократить на одну серию, стало бы только лучше.
linkReply