olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

«Город и город» по Чайна Мьевилю

Посмотрел мини-сериал от BBC «Город и город» по Чайна Мьевилю. В целом понравилось, но есть несколько нюансов, портящих впечатление.

Сначала о плюсах. Визуально очень хорошо отображена ситуация сосуществования двух больших городов, и зыбкой границы между ними, которая находится не столько в физическом мире, сколько в восприятии горожан. Понятно, что для подчёркивания контраста между городами пришлось одному из них придать черты типичного восточноевропейского города: старые здания, тусклое освещение, одежда жителей в серых и чёрных тонах, а другой изобразить ультрасовременным: небоскрёбы, яркая неоновая расцветка, одежда весёленьких расцветок. Такое противопоставление двух городов выглядит несколько карикатурно, да и в оригинале как раз, напротив, подчёркивалось, что визуально между городами не такая уж и большая разница, и потому приезжие путаются, в каком именно городе они находятся. Собственно, именно поэтому в сериале применено визуальное усиление различий, чтобы не путать нас, зрителей, которые в этом мире оказываются как раз в роли приезжих.

Интересно, что в сериале ненавязчиво всплывают аллюзии на разделённый Берлин, чего, опять же, в оригинале не было, но в сериале можно понять – всё же это, наверное, самый близкий пример из реального мира к тому, который придумал Мьевиль. Да и зрителю всё же как-то легче, хоть что-то понятное и привычное, за что можно зацепиться в предлагаемой сюрреалистичной ситуации.

И говоря о сюрреализме – в сериале хорошо передано ощущение фантасмогоричности происходящего. Ты вроде бы и понимаешь, что на самом деле такого быть не может, что это противоречит всему твоему жизненному опыту, но потихоньку втягиваешься в эту вывернутую логику, принимаешь предложенные правила игры, смиряешься с художественным допущением. А это вообще большая проблема кинофантастики – сложно заставить зрителя поверить и принять происходящее на экране. В литературной фантастике с этим куда проще, там-то действие разворачивается в чистом пространстве воображения, куда более гибком и склонном и к абстрагированию, и к допущениям, а там, где происходит воздействие на хотя бы одно чувство воспринимающего субъекта, тем более столь мощное и основополагающее чувство как зрение, там ситуация много сложнее. Короче говоря, заставить человека вообразить написанное проще, чем заставить вообразить увиденное. Так вот, создателям сериала удаётся осуществить погружение в фантастический мир, и это большой плюс.

Тут надо бы сказать об актёрской игре, спецэффектах и прочих важных для кино и телевидения вещах. Скажу коротко – всё на хорошем, добротном техническом уровне, как это принято у BBC.

Теперь о минусах. В сериале почему-то показано, что разделение между городами насильственно навязывается жителям. В динамиках постоянно звучит предупреждение, мол, граждане, будьте в своём городе, не смотрите на чужой (что вообще-то как раз наоборот, должно быть мощным стимулом таки нарушить запрет и посмотреть), организация по предотвращению контактов между городами, так называемая Брешь, изображена какой-то страшной тайной полицией, охотящейся за несогласными. Мне особенно понравился момент, когда главный герой перестал понимать, в каком городе он находится, и все горожане по обе стороны границы сразу поняли, что он совершает страшное преступление и в ужасе побежали кто куда, при этом чуть ли не половина всех свидетелей оказалась сотрудниками Бреши и все они сразу кинулись хватать и крутить главного героя. Всё эта дичь напомнила мне сцену из фильма, если я не ошибаюсь, «На Дерибасовской хорошая погода», когда в Большом театре во время представления балета звучит объявление «Всем сотрудникам КГБ немедленно выйти на улицу», и половина зрителей встаёт со своих мест и устремляется к выходу; и даже на сцене танцор бросает свою партнёршу и гордым шагом идёт за кулисы.

Так вот. В книге-то как раз подчёркивалось, что никакого насильственного разделения городов нет и никогда не было (в отличие, опять же, от Берлина), просто так сложилось, что два народа примерно в одно и то же время основали два города примерно в одном и том же удобном месте, и дальше эти народы образовали два государства, а города так потихоньку и росли, переплетаясь друг с другом. А жители с самого детства привыкали различать, где их город, а где чужой. И никакие голоса из динамиков им не нужны, и никакая тайная полиция тоже, они в каком-то смысле сами себе полиция.

Замечу в сторону, что Мьевиль в «Город и город» создал очень удачную сложную метафору, с целым набором трактовок. С точки зрения урбанистики: да, город представляет собой сложную иерархию «пространств», как в чисто географическом, так и в социальном смысле слова. Районы города отличаются друг от друга – архитектурой, дизайном, транспортной системой, уровнем достатка обитателей, культурой их взаимодействия. Особенно это заметно в Москве. Вот, допустим, у меня в Коптево до сих пор остались рудименты сельской местности, так и не до конца поглощённой городом. И, допустим, если я приезжаю в Черёмушки, там и вижу всё практически то же самое, что и в Коптево. А вот Бутово, допустим, или какой-нибудь другой район, возведённый в «чистом поле», для меня всё равно что другой город. Или Китай-город, например, до сих пор сохранивший элементы городской застройки вековой давности, тоже совсем другое ощущение. И то, что для обитателя одного района кажется настолько привычным, что он этого даже и не замечает, обитателю другого бросается в глаза.

Или, допустим, в социальном аспекте. Для кого-то город предстаёт совокупностью дешёвых супермаркетов, вещевых рынков и парикмахерских, в которых три мастера ютятся в одной комнатке и задевают друг друга локтями, а для кого-то – бутиков, «Азбуки вкуса» и салонов красоты (а есть ещё и крайний случай, когда город предстаёт пространством помоек, подвалов и санэпидемстанций – мне доводилось говорить с людьми, которые видят город именно таким образом, это впечатляет… и пугает). Причём люди, принадлежащие к одной социальной страте, действительно «не видят» города других социальных страт.

В этой метафоре есть, конечно, и общее культурно-философское содержание: мы видим только то, что привыкли видеть, то, что нас научили видеть, и можем видеть либо одну «картину мира», либо другую. А если всё-таки происходит прозрение, если нам открывается мир во всей его полноте, то этот опыт навсегда выкидывает нас из мира людей с ограниченным восприятием. Кстати, в сериале это тоже очень хорошо показано, когда главный герой становится частью Бреши, получает возможность свободно перемещаться между городами, но взамен теряет возможность общаться со своими старыми друзьями и знакомыми, те просто буквально перестают его «видеть».

А второй недостаток сериала, куда более серьёзный, чем первый, - слишком слабый сюжет для такой мощной и многомерной метафоры. Есть вроде какая-то детективная интрига с убитой девушкой, которая живёт в одном городе, а её труп находят в другом, есть история с загадочными раскопками и вроде какой-то неизвестной цивилизацией, существовавшей некогда на месте этих двух городов… ещё есть отдельная линия с воспоминаниями главного героя о его таинственно пропавшей жене… но всё это как-то бледнеет на фоне истории о двух соседствующих городах, жители которых в упор не замечают друг друга. Соответственно, и в сериале интересными выглядят первые две серии, где раскрывается окружающий мир, а потом, когда мир становится понятен, хочется уже какого-то действия, но действие оказывается вялым, скучным и толком ни к чему не ведущим. Ну а уж финальный поворот сюжета, дескать, во всём виноваты злобные американские корпорации, ууу, бойтесь капиталистов, они страшные, - это вообще курам на смех. Стоило городить такой сложный и причудливый мир со всеми его философскими и культурологическими выкрутасами ради банальной антикапиталистической агитки. Но тут, понятно, претензия не к создателям сериала, а к автору. Бывает у Чайны Мьевиля такая печальная особенность – он создаёт феерические, потрясающие воображаемые миры, а потом устраивает в них какой-то невразумительный и блеклый сюжет. Вот точно так же меня разочаровал роман «Рельсы», очень классный мир, в котором вся почва между городами покрыта железнодорожными путями, люди путешествуют на поездах, потому что в земле живут страшные хищники. И люди на них иногда охотятся, и у каждого капитана охотничьего поезда есть свой Противник, великий Крот или там Землеройка, за которым капитан охотится много лет, после первого столкновения с ним лишается какой-либо конечности, и с которым чувствует особую мистическую связь, и видит главную цель своей жизни в преследовании Зверя (основательно всё-таки Мелвилл перепахал англоязычную литературу). И вот в этом восхитительном мире разворачивается простейший сюжет, который смотрелся бы уместно только в мультипликационном сериале для младшего школьного возраста. Так что даже всё та же антикапиталистическая агитка в финале (а Мелвилл не был бы собой, если бы не демонстрировал свою увлечённость троцкизмом к месту и ни к месту) и та воспринимается как глоток свежего воздуха.

Впрочем, справедливости ради, есть у Мьевиля романы, в которых сюжет находится на уровне описываемого мира, «Вокзал потерянных снов» или «Посольский город».

Так что, подводя итоги затянувшегося обзора, сериал «Город и город» стоит посмотреть, но надо настроиться на то, что ближе к финалу он становится затянутым и скучноватым, как по мне, его вполне можно было бы сократить на одну серию, стало бы только лучше.
Tags: Кино, Книги
Subscribe

  • О работе

    Тем временем закончилась моя первая рабочая неделя на старом-новом рабочем месте. Уже хочется в отпуск, понятное дело. И спать очень хочется.…

  • Сегодня

    Спал до полудня. Читал книгу Романа Шмаракова «Каллиопа, дерево, Кориск». Делал уборку. Предавался меланхолии. «Каллиопа...» - вещь, конечно,…

  • Фотки и филологи

    Сижу, пишу отчёт с Басткона. Смотрю нащёлканные в процессе фотки. Как всегда. Когда снимал, казалось, что зафиксировал каждое событие, а сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments