?

Log in

No account? Create an account
Санкт-Петербург, май 2019, часть 1 - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Санкт-Петербург, май 2019, часть 1 [May. 20th, 2019|01:21 am]
olnigami
[Tags|, ]

На праздники были в городе Санкт-Петербурге. Погода в основном стояла пасмурная и холодная, только в последний день нашего пребывания облака разошлись, появилось солнце и немного потеплело. Поэтому мы не так уж много где успели побывать, и чаще предпочитали музеи, книжные магазины и вообще закрытые помещения прогулкам на свежем воздухе. Вот что осталось в памяти от этой поездки.

***
Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Небольшое пространство, несколько комнат, заполненных предметами быта той эпохи. «Угол» Льва Гумилёва – реально угол в коридоре, где стоял сундук, на котором Лев спал, и стол, за которым он работал. Впечатление крайней скудости, стеснённости, что неудивительно, фактически это была коммуналки, в которой жило несколько семей. Есть ещё интерактивный стенд с рукописями и экранами, куда должна выводиться информация о разных этапах жизни Ахматовой. Половина экранов не работает, что, впрочем, как-то очень удачно соответствует всему настрою музея-квартиры. Скорее наоборот, странно, если здесь все современные технологии работали как часы, всё было бы чистенько и гламурненько.

И да, в музее очень хорошо передано вот это ахматовское настроение бесконечной жизненной трагедии, огромного государства, навалившегося на хрупкую женщину, непонятно даже зачем, как будто из чистого садизма, удовольствия мучать того, кто не вписывается в общепринятые рамки… впрочем, в СССР раннего периода вообще много было такого инфантильного, детского начала, которое потом внезапно переросло в старческую дряхлость.

Удивительно скорее то, как Ахматова валившиеся на неё беды превратила в источник вдохновения, вот пример банального позитивного призыва: «если жизнь подбрасывает тебе только лимоны, делай из них лимонный сок». Но тут такие лимоны, что никому не пожелаешь. А потом, за судьбой каждого такого выжившего читаются судьбы тех, кого подобные испытания сломили, раздавили, размололи в пыль, и не удалось им преобразовать свою трагедию в поэтическое вдохновение. Это как с Шаламовым, который каким-то чудом выжил там, где погибли десятки тысяч, и стал тем самым сверхчеловеком, о котором пророчествовал Ницше, стоящим за пределами добра и зла. Вот только свою сверхчеловеческую мощь он использовал против советского строя, создав документ эпохи, против которого не находится возражений даже у самых яростных любителей СССР. Да и с Ахматовой тоже случилась подобная история, и тихий шёпот её «Реквиема» всегда будет заглушать советский гимн.

В общем, если и была действительно высокая идея выковать в кузне репрессий новых советских супергероев (впрочем, я сомневаюсь в чём-нибудь подобном, в истории СССР 20-х и 30-х годов не столь много злого умысла, сколько бестолковости, глупости и недальновидности), то эта попытка не только не удалась, но и обернулась против замышлявших.

***
Когда мы были в доме-музее Ахматовой, там проходила временная выставка в память поэта Олега Григорьева, того самого, что подарил советской/российской культуре два знаменитых стихотворения: «Я спросил электрика Петрова://Ты зачем надел на шею провод?» и «Девочка красивая лежит в кустах нагой», а также подборку детских стихов из журнала «Весёлые картинки» (да уж, широк человек, слишком широк…). Выставка размещалась в нескольких комнатах со стенами затянутыми чёрной бумагой, в которой были вырезаны стихи (объём работы впечатляет), там же висели рисунки Григорьева (симпатичные, но ничего особенного, стихи ему удавались лучше), а вдоль стены неровными рядами выстроились пустые винные бутылки, по всей видимости, демонстрируя собой источник поэтического вдохновения и то, какую сторону поэт занимал в пресловутом конфликте аполлонического и дионисийского начал в искусстве.
Также частью экспозиции служили живые птички, летавшие по выставке и издававшие чирикающие звуки (о породе птичек ничего сказать не могу, в делах орнитологических я способен максимум отличить сокола от цапли, да и то лишь при соответствующем ветре). Что именно символизировали пернатые экспонаты, я не очень понял, возможно, свободную душу художника, томящуюся в плену советского быта… но это неточно.

Впрочем, мне выставка понравилась, именно такой, как мне кажется, и должна быть память о нонконформистком художнике, советском варианте «проклятого поэта», с мрачными чёрными стенами, батареями пустых винных бутылок, атмосферой безнадёжной депрессии и… весело чирикающими, бездумно парящими над головами посетителей птичками. Тем, кто придумал концепцию выставки, – респект и уважуха.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: thrasymedes
2019-05-19 10:39 pm (UTC)
"...а также подборку детских стихов из журнала «Весёлые картинки» (да уж, широк человек, слишком широк…)""
Ну почему же ? Те стихи тоже вполне детские
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anna_bpguide
2019-05-20 06:24 am (UTC)
прочла все три части с наслаждением ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2019-05-21 10:16 pm (UTC)
Спасибо)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2019-05-20 07:18 am (UTC)
Интересно пишешь. Но, конечно, вывод о том, что произведение Ахматовой будет заглушать гимн, несколько странен - в том смысле, что все это субъективно, я вот, например, ее "Реквием" совершенно не помню, прошло мимо меня (хотя и читала), никакого следа в душе, а гимн помню до сих пор. Но я в принципе не воспринимаю ни ее, ни Цветаеву, ни Гумилева (почти ничего), абсолютно не мой дискурс. Люблю Маяковского, Горького, Шолохова, Фадеева, Алексея Толстого с его "Хождением по мукам" (любимейшее) - именно их произведения оставили в душе огромный след, а не Ахматова. Так что это все очень индивидуально. Причем, когда я придерживалась в юности не левых, а либеральных убеждений (хотя и сейчас коммунисткой я так и не стала и не стану), у меня были ровно те же предпочтения.
(Reply) (Thread)