?

Log in

No account? Create an account
Санкт-Петербург, май 2019, часть 4 - Флегматичный циник — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Санкт-Петербург, май 2019, часть 4 [May. 21st, 2019|02:32 am]
olnigami
[Tags|]

Продолжение о Санкт-Петербурге
1 часть https://olnigami.livejournal.com/336844.html
2 часть https://olnigami.livejournal.com/336942.html
3 часть https://olnigami.livejournal.com/337397.html

***
Уезжали мы из Питера 9-го числа, что оказалось не самой удачной идеей. Центр города на праздники был частично перекрыт – Невский полностью, и большая часть площади рядом с Московским вокзалом. Так что пришлось идти пешком в обход, мимо серых цепей росгвардейцев. Зато прошли мимо улицы, где готовился парад «Бессмертного полка», видели там мельком полуторки, людей в форме, петербургских казаков, увешанных наградами. Мельком подумалось, что действительно празднование Дня Победы с каждым годом одновременно всё больше приобретает карнавальные черты и всё заметнее диверсифицируется. Есть военный парад, весь такой пафосный, на серьёзных щах, с целью демонстрации державного величия. Есть шествие с фотографиями погибших родственников, задуманное как личное проявление памяти и скорби. Есть карнавал, который по большей части ради совместного увеселения, либо для демонстрации мастерства косплея. И эти смыслы и назначения праздничного ритуала с друг другом вроде и не очень-то соотносятся, но как-то вполне себе сосуществуют вместе (впрочем, это вообще признак нашей эпохи постмодерна, когда элементы или осколки разных больших нарративов легко и мирно объединяются в сложный многоцветный узор, а потом так же легко расходятся).

При этом разные смыслы могут проникать друг в друга, когда, например, государство пытается использовать «Бессмертный полк» ради своих державных целей, или политические силы выходят на праздник со своими лозунгами и символами вроде портрета Сталина (при виде которых мне, извините, всё время вспоминается пошлый анекдот про закопанную и выкопанную стюардессу). Или вспомнить те виртуальные бои, которые разворачиваются каждый раз в эти майские дни, о смысле Дня Победы, правильных/неправильных способах его отмечания, и всё только для того, чтобы ещё раз подтвердить свою политическую позицию и заклеймить позором позицию противную. И это тоже стало своего рода ритуалом, без которого уже и сложно представить День Победы, и, как оно положено в ритуалах, выработались однотипные высказывания и столь же однотипные возражения на высказывания, на каждый миф заготовлено своё разоблачение, на каждый аргумент свой контраргумент.

Впрочем, это ведь касается вообще всей темы Второй мировой войны, тут уже проведены все исследования, написаны все книги, сняты все фильмы, придуманы все возможные объяснения причин и хода конфликта, и новым исследователям остаётся либо уточнять детали, либо систематизировать имеющийся материал. Кажется, это и становится одной из причин постепенного окостенения и одновременной карнавализации отмечания Дня Победы. Ну и ещё то, что все меньше остаётся людей, для которых та война является личной историей, своей или ближайших родственников. Я даже подозреваю, что и «Бессмертный полк» во многом вызван этой попыткой хоть как-то заморозить уходящее время, сохранить остатки этой памяти, хотя бы один день в году.
linkReply