?

Log in

No account? Create an account
О чудовищном - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

О чудовищном [Mar. 8th, 2007|11:26 pm]
olnigami
[Tags|, ]

Увидел на YouTube новый клип группы Lordi на их песню «Would you love a monsterman»
http://youtube.com/watch?v=Ljcg66eDiKo

Клип был специально выпущен к Хеллоуину и не слишком отличается от старого клипа на ту же песню. Все та же вариация на тему старой сказки «Красавица и чудовища». Только в обоих клипах не чудовище превращается в прекрасного принца, а красавица превращается в чудовище (можно в этом увидеть аллюзию на «Шрека», но сдается мне, что финские урук-хаи в этом деле вполне самостоятельны, потому что Шрек при всей его чудовищности, все равно внутренне остается симпатягой, а у персонажей Lordi содержание целиком соответствует форме).
Странно, но почему-то я к этим псевдомонстрам испытываю некую симпатию. Есть в них какой-то вызов, нежелание принимать систему, оболванивающую и уравнивающую всех под одну мерку, сочувствие к тем, кто не такой, как все, кто выбивается за общие рамки. Забавно, но ведь даже сценические образы участников группы очень разнообразны. Каждый из четырех – это отдельная личность со своей историей и своей родословной, что заметно противоречит принятому в современном киноязыке изображению зомби и прочих порождений тьмы как некоей однообразной аморфной массы, одержимой голодом и жаждой разрушения. Напротив, в клипах Лорди мир мертвых выглядит куда более живым и разнообразным, чем мир живых – скучных, похожих и ограниченных (чем-то этот взгляд напоминает «Мертвую невесту» Тима Бартона»). Мир мертвых проникает в мир живых только для того, чтобы забрать того или чаще всего ту, которая отличается от остальных и потому ей не место в мире живых. Монстры принимают ее к себе – и ее истинная сущность выходит на волю, и она становится не только внутренне, но и внешне чудовищем, выходцем из преисподней.
Интересно смотреть, как треш, бывший всегда на обочине культуры, завоевает для себя пространство в мейнстриме. Мультсериалы вроде «Южного парка», фильмы вроде «Лабирнта фавна» или «Бората», а теперь к ним добавились победители «Евровидения» (уж казалось бы, что может быть более мейнстримовым и попсовым) группа Lordi. Ну а про Росиию и говорить нечего – у нас треш уже давно завоевал культуру и интеллектуальную, и массовую. Порой складывается такое ощущение, что кроме треша у нас вообще больше ничего не осталось. В этом деле мы опять – впереди планеты всей.
***
Ну а с другой стороны, не нравится мне это навязывание чудовищности. Что-то есть в этом неправильное, когда людям постоянно внушается, что быть чудовищем (сатанистом, гомосексуалистом, хамом, толстяком... прошу заметить, что я не уравниваю эти категории, я просто перечисляю тех, кто выходит за рамки общепринятой нормы) – это хорошо, правильно и нормально, а кто с этим не согласен, тот дурак и ничего не понимает. Норма – есть норма, если ты родился не таким как другие, и не можешь этого исправить, что ж, это печально, но это еще не повод превращать других в подобного себе или растить внутри себя ненависть и романтическое самолюбование. Ах, никто не понимает мою исключительность... А никто и не должен ее понимать. Научись жить и терпеть то, что ты – чужак и чудовище. И не жди, что тот, кто тебя полюбит, станет чудовищем ради тебя.
А что касается сказки про красавицу и чудовище, то лучшую из всех возможных ее интерпретаций написал Анджей Сапковский. Для меня его рассказ «Крупица истины» (из сборника «Последнее желание») стал одной из трех книг, не то чтобы изменивших мою жизнь, но, по крайней мере, сильно на нее повлиявших (Сапковский был вторым по очередности; первой книгой был «Властелин колец», а третьей - Евангелие). Прочитав Сапковского, я впервые в жизни задумался над тем, что если уж родился чудовищем, то совсем не обязательно вести себя как постоянно обиженный на весь мир байронический герой, наоборот, надо быть остроумным, веселым и несколько циничным, принимать жизнь такой, какая она есть, не жаловаться и не позволять своей натуре загонять себя дальше, в пропасть. В каком-то смысле герой этого рассказа на долгие годы стал для меня образцом для подражания. По крайней мере, такое поведение помогло мне хоть как-то налаживать контакты с людьми.
linkReply