Вообще суд над участниками «Сети» с самого начала не предвещал ничего хорошего. Дело организовало ФСБ, статья – терроризм, причём группой лиц, плюс отягчающие обстоятельства – суд идёт в провинции, подсудимые – никому неизвестные обычные люди, за которых некому вступиться. Финал немного предсказуем, хотя приговор всё равно выглядит чересчур жестоким… впрочем, в последние годы суды запросто раздают огромные срока направо и налево, руководствуясь какой-то своей логикой.
Дело «Сети» несколько выделяется из общего судебного потока тем, что из-за некоторой расслабленности организаторов (вызванной, по всей видимости, тем, что дело шилось в провинции, в тишине, по общей договорённости, и никто не ожидал, что оно привлечёт столь широкое внимание) в нём обнажились те следственные механизмы, которые обычно оказываются скрыты: фальсификации, провокации, незаконных методы, пытки. Причём факта пыток следствие даже особо и не скрывало, скорее, наоборот, считало это рядовым мероприятием. У публики история о пытках вызвала шок (в очередной раз), хотя о методах дознания ФСБ и о пыточных тюрьмах много говорилось и писалось, но всем казалось, что это распространяется только на Других – мусульман, украинцев, крымских татар, жителей Северного Кавказа, мигрантов из Средней Азии. А тут вдруг оказалось, что ничего подобного. Любого человека могут арестовать, выбить из него нужные показания и отправить в тюрьму на полтора десятка лет.
Причём ещё оказалось, что государственной репрессивной машине всё равно кого давить, у неё нет идеологических предпочтений, под замес с одинаковой легкостью попадают люди любых политических взглядов, в том числе и вполне лояльные режиму. Если встаёт задача – организовать дело, то оно будет организовано, так устроена система, все её участники просто делают своё дело: кто-то засылает провокаторов, кто-то взламывает переписку, кто-то пытает, ну а прокурор составляет обвинительное заключение, а судья подписывает приговор. Дело «Сети» - и урок той самой банальности зла, о которой писала Ханна Арендт, когда человекомучительством занимаются не какие-то комиксовые злодеи-мегаломаньяки, а обычные скучные чиновники, занимающиеся рутинной работой, и каждый отвечает за свой небольшой участок. Просто так сложилось, что чей-то участок включает пытки, провокации, безумные тюремные сроки, но что поделать - надо писать отчёты, угождать начальству, строить карьеру, служить Системе, а сломанные людские судьбы – лишь топливо для этой самой Системы .