olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Глен Кук «Приключения Гаррета»

Ещё одно пополнение в моём канале о фантастических циклах - "Приключения Гаррета" Глена Кука, смесь наурного детектива с городским фэнтези.
О чём это
Цикл романов о крутом детективе в магическом мире, с переносом классического «нуара» в обстановку городского фэнтези. Город Танфер, как и положено по канонам нуара, разделён на Холм, где обитают богачи-аристократы, несколько более-менее приличных кварталов торговцев/ремесленников и жуткие трущобы. А раз дело происходит в фэнтези мире, то большинство аристократов ещё и колдуны, в трущобах же помимо людей живут волшебные существа – гномы, тёмные эльфы, горгульи, крысюки и прочая, и прочая (плюс к тому же между волшебными расами возможно скрещивание, которое производит на свет ещё более экзотических существ). Полиция в городе, как и водится, насквозь коррумпирована и может максимум ловить мелких карманников, а реальной властью в городе обладают аристократы (содержащие свою маленькую армию частной охраны) и головорезы мафии.

Королевство, в котором расположен Танфер, много лет ведёт жестокую войну с соседним государством, и все мужчины города проводят по призыву как минимум пять лет на кровавой бойне, что, понятно, не лучшим образом сказывается как на их моральном состоянии, так и на уровне преступности. На тёмных улицах тёмного города творится, опять же, как и положено по канонам жанра, полный беспредел: наркотики, проституция, грабежи, ну а так как мир магический, то ещё добавляются тёмные культы с жуткими обрядами, чёрное колдовство, привидения, жаждущие мести за своё убийство, древние мстительные боги и множество других ужасов. Короче говоря, Танфер – очень жёсткое местечко, в котором человек (и нечеловек) человеку волк и каждый выживает как может.

Главный герой по имени Гаррет, как, опять же, положено по канонам жанра – частный детектив. Бывший морской пехотинец, без проблем применяет насилие в случае необходимости, но при этом действует согласно некому собственному своду правил и представлений о чести. Всегда готов прийти на помощь друзьям. Каждый раз теряет голову при виде симпатичной девушки, оказавшейся в тяжёлой ситуации, и почти каждый раз потом в этой девушке разочаровывается. В свободное от работы время слегка побухивает, а порой и не слегка. Короче, такой рыцарь в ржавых доспехах (на что прозрачно намекает его имя), оказавшийся в не самом лучшем окружении в не самое лучшее время.

Каждый роман в серии представляет собой отдельное расследование. Гаррета нанимают для выполнения какого-нибудь, на первый взгляд, безобидного поручения, дальше оказывается, что у нанимателя имелись скрытые мотивы, дело оказывается далеко не таким простым, начинают один за один образовываться трупы, изо всех шкафов сыплются скелеты, возникают всё новые и новые побочные обстоятельства. Но в конце концов Гаррет всё доблестно распутывает, выводит негодяев на чистую воду, попутно огребает несколько раз тяжёлыми предметами по голове (тоже обязательная составляющая «нуара») и то и дело внезапно оказывается в постели с одной, а то и двумя прекрасными дамами.

Помогает Гаррету в его нелёгком бизнесе деловой партнёр по прозвищу Покойник. Прозвище он это получил потому, что он, в общем-то, покойник и есть. Он принадлежит к расе логхиров, могучих и умнейших колдунов, погиб от ножа убийцы много лет тому назад, а дальше проявилась специфичная расовая особенность логхиров – после смерти их душа остаётся в умершем теле и полностью сохраняет интеллектуальные и магические способности. Так что в ходе каждого расследования Гаррет рассказывает Покойнику обо всех обстоятельствах дела, особенно когда оно окончательно запутывается, а Покойник всё это выслушивает и решает головоломку. Самостоятельно передвигаться Покойник не может, поэтому всяческая беготня, допрос свидетелей и добывание улик достаются Гаррету… ну или другим существам, которых Покойник привлекает для этой работы. Да, эта парочка очень сильно напоминает Ниро Вульфе и Арчи Гудвина из романов Рекса Стаута, но тут, пожалуй, Покойник играет в сюжете более активную роль, в том числе за счёт своих магических способностей, и он иногда ведёт собственную игру, не вводя Гаррета в курс дела.

Чем интересен цикл
В первую очередь, конечно, самой идеей скрестить жанры «чёрного детектива» и фэнтези, и тем, насколько хорошо это у Глена Кука вышло. Волшебный мир неожиданно оказывается очень удачной декорацией для историй о чудовищных преступлениях и коварных предательствах, о том гнусном содержимом, что зачастую таится за прекрасной оболочкой. О том, как герой вынужден прибегать к неблаговидным поступкам, чтобы победить зло, и как эта победа чаще всего приносит горечь и разочарование, а не триумф. Впрочем, после чтения Глена Кука поневоле задумываешься о том, что в самом жанре нуара, в его оригинальном виде, есть что-то сказочное. Мотив предательства? Так ведь и в сказках героя убивают его родные братья, когда он возвращается домой. Мотив помощи со стороны преступника или какого-нибудь неприятного типа? Так ведь и в сказках герою помогает Баба-Яга, не самый вообще-то положительный персонаж. Мотив волшебного помощника? Гм, ну вот, например, Ниро Вульф у Рекса Стаута выглядит и ведёт себя скорее не как обычный человек, а как волшебное существо, своего рода добрый великан. Глен Кук же берёт и делает эти скрытые сказочные мотивы «реальными», вытаскивает их на поверхность.

Такой подход даёт автору ещё одно большое преимущество – он в отличие от оригинального нуара не привязан к обстоятельствам жизни конкретной исторической эпохи, не ограничен законами реалистичности повествования, а значит может добавлять в свой мир какие угодно детали, сюжетные ходы и персонажей. Вампиры? Пусть будут вампиры. Кентавры? Да не вопрос. Древнее магическое проклятие? Дайте два! В одном из произведений автор доходит до того, что в действие втягиваются вполне себе реальные боги из нескольких местных пантеонов. И что? И ничего. Это же фэнтези, тут всё можно. Согласитесь, что в оригинальном нуаре появление призраков или оживших мертвецов выглядело бы несколько неожиданно, или требовало бы какого-то рационального объяснения. А в мире Гаррета и не такое проходит за милую душу.

С одной стороны, существование магии придаёт миру чрезмерную вольность, так что автор всегда может списать любую сюжетную дыру на вмешательство волшебных сил (надо отдать должное Глен Куку, он к такому приёму старается не прибегать и старательно сводит все концы с концами). С другой стороны, автор получает возможность применять свою фантазию без ограничений и может постоянно удивлять читателя новыми обстоятельствами этого мира, сюжетными поворотами и неожиданными персонажами. И Глен Кук этими возможностями пользуется на полную катушку.

Ещё один важный для «чёрного детектива» элемент – главный герой, в котором должны сложным образом сочетаться цинизм, благородство, разочарованность в человечестве, принципиальность, и, конечно, он должен быть очень и очень харизматичным. Тут Глен Кук идёт по отработанной жанровой схеме, его герой соответствует всем заданным параметрам, и это, опять же, хорошо работает. Гаррет – человек смелый, сильный и решительный, много повидавший, упрямый, в меру умный, вернее, не столько умный, сколько сообразительный и находчивый, острый на язык (что становится причиной как минимум половины случающихся с ним неприятностей), высоко ценящий дружбу и на многое готовый ради своих друзей. Не возникает вопроса, почему столь много людей (и нелюдей, у нас же фэнтези, напоминаю) охотно ему помогают или, напротив, ждут от него помощи. И вопроса о том, почему он столь привлекателен для женщин, тоже не возникает. А женщины вокруг Гаррета крутятся постоянно, так что некоторые романы цикла напоминают скорее какой-нибудь анимешный гаремник, где сюжет строится на том, что несколько девушек борются за внимание одного парня. С той только разницей, что крепкий отставной морпех не особо похож на хилого японского школьника, хотя… В чём обычно состоит привлекательность героя гаремника? Он может быть (и чаще всего является) слабым, глупым, неловким, бестолковым и так далее, но его главная черта – он не способен на подлость. В нём всегда есть некое внутреннее благородство, щедрость души (хотя это порой бывает ну очень сложно разглядеть). И ровно то же самое можно сказать про героя нуарного детектива. Он может изображать из себя циника, работающего только из-за денег, или равнодушного, уставшего и разочарованного человека, но когда перед ним встаёт выбор, он действует, исходя из вот этого самого благородства, как сказочный рыцарь (хотя и в ну очень ржавых и грязных доспехах).

Собственно, и Гаррет именно такой (опять же, в полном соответствии с именем – Глен Кук любит такие простые лобовые художественные решения). Как сформулировал в одной из книг глава местной мафии: «в этом городе есть всего один честный человек – детектив Гаррет, да и того скоро убьют». Кстати, этот самый главный мафиози несколько раз выручал Гаррета из беды просто из чувства уважения, а может, просто из желания сохранить в целости столь редкостный и диковинный для насквозь прогнившего города Танфера экземпляр.

Что из цикла читать
Как уже говорилось выше, каждый роман цикла строится на автономном сюжете, поэтому читать можно любой по выбору. В то же время в цикле присутствуют несколько сквозных линий, которые обычно идут фоном, но так или иначе затрагивают жизнь главного героя и его друзей. Первая из них - бесконечная война с соседним государством, которая ближе к концу цикла неожиданно для всех заканчивается, и это обстоятельство сильно меняет обстановку в Танфере. Вторая – попытка властей навести порядок в городских трущобах с помощью специального полицейского подразделения, куда набирают суровых и бескомпромиссных бойцов. А Гаррет испытывает по этому поводу сложные чувства, потому что с одной стороны, в том, что касается борьбы с преступностью, он только «за», но методы, которые применяет полицейский спецназ, кажутся ему чрезмерными и не слишком-то отличающимися от бандитских. Третья – кровавые разборки среди лидеров местной мафии, в каждую из которых случайно оказывается втянут Гаррет (в том числе и через дочку одного из главных боссов, которая, естественно, пополняет его донжуанский список).

Написаны все романы на одном высоком уровне, но под конец цикла чувствуется, что Глен Кук начинает выдыхаться. Он старается держать марку и там, где ему не хватает былой энергичности и лёгкости, он берёт, что называется, классом. Всё-таки цикл создавался аж целых 26 лет, и начинал его автор уже достаточно умелым писателем, и многому за это время научился.

И надо отдать должное – в последнем романе цикла «Коварное бронзовое тщеславие» Глен Кук выложился полностью, взял напоследок очень высокую ноту, может, самую высокую во всём своём творчестве. В этом романе Гаррет предстаёт усталым и одряхлевшим (что делать, ему уже перевалило за сорок, пора на пенсию), из-за чего он собирается оставить детективное дело. И если поначалу кажется, что это просто импульсивное решение, временная слабость, то по мере развития сюжета становится понятно, что Гаррет действительно уже не тот, что раньше. Он медленнее движется, дольше восстанавливается, хуже соображает, временами до такой степени погружается в размышления, что «выпадает» из реальности… Хотя с учётом всех тех приключений, что выпали на его долю в предыдущих романах, включая несколько сотрясений мозга разной тяжести, удивительно, как он вообще хоть как-то способен двигаться и мыслить. Так что это такой очень печальный роман о неизбежно наступающей старости, о предательстве со стороны собственного тела (и мозга, что, пожалуй, ещё хуже), о тяжести воспоминаний, о том, какой горькой насмешкой звучат слова: «пора уже остепеняться», особенно, когда понимаешь, что это не шутка и действительно пора. И непонятно, кстати, то ли автор так хорошо вжился в своего героя, что так мрачно и убедительно рисует его старение, то ли переносит на него собственные ощущения от возраста (а на момент выхода в свет этого романа Глену Куку исполнилось 69 лет). В любом случае получилось очень мощно, хотя и грустно.

Если же лень читать весь цикл и хочется взять из него самый-самый сок, я бы посоветовал роман «Седая оловянная печаль», четвёртый по счёту и несколько выбивающийся из всего цикла, да и из рамок жанра нуарного фэнтези. В этом романе Гаррет по просьбе своего старого армейского друга отправляется в дом к отставному генералу расследовать происходящие там загадочные исчезновения. Действие практически всё время разворачивается в одном и том же месте, среди ограниченного количества людей, один из которых преступник. Соответственно, здесь почти нет побочных сквозных сюжетных линий, идущих через весь цикл, и роман легко читается отдельно от остальных произведений. И хотя сама сюжетная конструкция позаимствована из классического герметичного детектива, волшебный мир привносит в неё свой особый колорит. Например, среди обитателей дома есть привидение, которое принимает активное участие в событиях (и да, маленький спойлер, привидение – женского пола, и, конечно же, обязательно пополнит донжуанский список Гаррета). Или в одну тёмную ночь мертвецы – жертвы убийцы восстанут из могил и станут биться в двери дома, пытаясь ворваться и учинить свою кровавую месть.

Впрочем, самое главное в романе даже не это, а фактически полный провал Гаррета в расследовании. Так как он не может получить совета от своего напарника-логхира, ему приходится работать, полагаясь на собственные аналитические способности, а с ними у Гаррета слабовато. В результате он постоянно тупит, упускает очевидные свидетельства, теряет нужные улики, а люди тем временем погибают один за другим. В итоге убийца, можно сказать, раскрывает сам себя, когда почти все подозреваемые оказываются на том свете. И маленький спойлер – раскрытие этой тайны не приносит радости ровным счётом никому, включая и самого Гаррета. Плюс к тому же попутно всплывают всякие истории из прошлого, одна омерзительнее другой, что ещё сильнее омрачает атмосферу романа. Так что после финала остаётся ощущение, тоже часто встречающееся в «чёрном» детективе, что да, зло повержено, справедливость восстановлена, добродетель торжествует, но всем персонажам от этого стало только хуже.

Экранизация
К сожалению, цикл не экранизирован, и даже слухов таких нет. А стоило бы.

Копия записи на Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/media/id/5a251d2c3dceb7cfb17fdc05/glen-kuk-prikliucheniia-garreta-5e56f3b363b6ee13b359248f
Tags: Книги, Циклы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments