olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Глен Кук «Хроники чёрного отряда»

Очередное обновление канала "Фантастические циклы", на сей раз классика тёмного фэнтези Глен Кук "Хроники Чёрного отряда"

О чём это

В жестоком фэнтези мире с давних незапамятных времён свободные отряды Хатовара нанимаются на военную службу к властителям различных земель. После долгих сражений почти все наёмники либо погибли, либо вернулись назад в Хатовар, и лишь один из свободных отрядов, называемый «Чёрным», продолжает свой путь. Переходя от одного правителя к другому, задерживаясь на службе где на годы, а где на десятилетия, он медленно продвигается всё дальше и дальше на север. Гибнут ветераны, им на смену приходят молодые бойцы, нанятые на службу в тех землях, где в то время находился отряд. Никто уже не помнит, что такое Хатовар, где он находится, и почему свободные отряды когда-то его покинули. Хотя, казалось бы, в отряде ведётся тщательная запись всего с ним происходящего, и даже предусмотрена специальная должность Летописца, которому офицеры и рядовые пересказывают подробности сражений и списки погибших, Летописец же в свою очередь на привалах читает бойцам о подвигах прошлых дней, обычаях и традициях Чёрного отряда, а также даёт советы командирам, основываясь на прошлых случаях и прецедентах. Только вот, к сожалению, в летописях есть лакуны, и самые ранние из них, те, что связаны с Хатоваром и первыми годами существования вольных отрядов, полностью утрачены, и о тех временах остались только разрозненные, смутные упоминания.

Повествование во всех романах цикла ведётся как раз от имени тех самых Летописцев, которые сменяют друг друга, и представляет собой буквально хроники Чёрного отряда (разве что с некоторыми дополнениями, которые Летописцы ведут для себя и не включают в официальные записи). Начинается история с того, что после множества путешествий и приключений Чёрный отряд оказался в портовом городе, на самом краю континента, в очень неприятных обстоятельствах. Единственным выходом из ситуации стала очередная смена работодателя – отряд заключил контракт с таинственным жутковатым существом, приплывшим из-за моря. И только погрузившись на корабль, наёмники понимают, насколько круто они попали – служить им, оказывается предстоит в самой настоящей Империи Тьмы.

Когда-то давным-давно далеко на севере жил да был могущественный колдун, именуемый Повелитель. Вместе со своей женой, тоже колдуньей по прозвищу Госпожа, он попытался завоевать весь мир и начал с того, что обратил на сторону зла и подчинил своей воли ещё десяток великих колдунов, которые отныне именовались Десять Поверженных. А затем эта злобная компашка распространила свою власть на огромную территорию, где они устроили ужас, кошмар, угнетение, короче, всё, что положено в классической Империи Тьмы. Потом завоевание логичным образом перешло в ответное массовое восстание, возглавленное колдуньей по прозвищу Белая Роза. Небольшая ремарка: в этой истории все персонажи известны только по прозвищам, потому что настоящие имена колдунов, как известно, их самое слабое место и потому являются самым строго охраняемым и скрываемым секретом.

Восстание победило. Повелителя, его супругу и Десять Поверженных заточили в могильник, на который наложили кучу защитных заклинаний, поставили специальную стражу и, казалось бы, сделали всё, чтобы зло не вырвалось наружу. Но с течением времени заклинания ослабели, стража расслабилась и потеряла бдительность, на территорию могильника просочился один бестолковый колдун, любитель древних историй, короче, так вышло, что Госпоже удалось освободиться из заточения, а заодно пробудить Поверженных. Вот только своего мужа она освобождать не стала, решив, что и сама сможет возродить былую Империю и стать её единоличной правительницей.

План срабатывает лишь отчасти – империю-то построить удаётся, но тут снова вспыхивает восстание, возглавляемое аж 18 магами, которые, правда, далеко не столь сильны как Поверженные, но у них есть одно огромное преимущество: пророчество, которое гласит, что Белая Роза переродится и вновь победит силы зла. Вдохновлённые надеждой повстанцы яростно бросаются в бой, гибнут толпами, но продолжают сражаться, так что Госпоже приходится бросать в бой всё новые силы и даже прибегать к услугам наёмников из-за моря, вот так Чёрный Отряд и оказывается втянут в этот конфликт.

Прибыв на новое место службы, отряд обнаруживает полный кавардак. Поверженные, как и положено слугам зла, люто ненавидят друг дружку, и всё время норовят устроить коллегам по тёмным делам какую-нибудь пакость, чем, понятное дело, только играют на руку повстанцам. Мало того, как выясняется далее, кое-кто из них хочет свергнуть Госпожу и разбудить Повелителя, а тот, в свою очередь, спит вовсе не так уж и глубоко, и сквозь сон воздействует своей чёрной магией как на своих приверженцев, так и на часть повстанцев. Да, и повстанцы оказываются тоже отнюдь не идилличными голубками, действуют они в основном теми же методами террора, что и силы империи, а их руководители колдуны по части тщеславия и упоения собственной крутизной не особо-то и отличаются от Поверженных, на чём их легко ловят силы тьмы.

После долгих масштабных боёв, интриг и подстав внезапно появляется та самая новая Белая Роза, она вновь организует уже было окончательно разгромленное сопротивление, а Чёрный Отряд переходит на её сторону. Тут ещё вдобавок начинается пробуждение Повелителя, так что в какой-то момент повстанцам и Чёрному отряду приходится пойти на временный союз с Госпожой, что влечёт за собой разные неожиданные последствия. В финальном бою все участники конфликта, собравшиеся на Могильниках, где был похоронен Повелитель и его приспешники, смогли таки победить и упокоить древнее зло, но в процессе так качественно поистребляли друг дружку, что от Чёрного Отряда осталось несколько человек, и на этом его история фактически завершилась.

В принципе, на этом же завершилась и оригинальная трилогия Глена Кука, но, как часто бывает, расставаться с полюбившимися героями ему было жаль, и он написал ещё семь(!) книг о их дальнейших приключениях. Последний Летописец погибшего отряда – лекарь Костоправ – после финальной битвы решает выполнить последний долг и отвезти архив хроник туда, откуда всё начиналось, – в Хатовар, лежащий где-то далеко на юге. Так великолепная семёрка последних бойцов Чёрного отряда начинает своё новое путешествие – по морю, через джунгли, плоскогорье и речные пороги. По дороге к ним потихоньку присоединяются новые бойцы, привлечённые репутацией Чёрного Отряда и желанием подзаработать/прославиться, и в один прекрасный день Костоправ к собственному удивлению обнаруживает под своим командованием небольшое, но вполне дееспособное боевое формирование, которое оказывается отнюдь не лишним, когда они прибывают к финальной точке назначения. Потому что так вдруг обнаруживается, что между Отрядом и его целью лежит Страна Теней, ещё одна версия Империи Тьмы, только труба пониже и дым пожиже, и местные властители отнюдь не горят желанием пропускать через свои земли Чёрный отряд. Так что приходится Костоправу (который к тому моменту уже именуется Капитаном) вступать в союз с другой местной страной, которая должна стать следующей жертвой наступления тёмных сил, а потому должна быть рада любой военной помощи.

Но тут выясняется, что местные принимают помощь Чёрного отряда скорее со страхом, потому что, если верить легендам, свободные отряды Хатовара изначально вовсе не были просто компанией наёмников, они были отправлены с определённой целью, и ради достижения этой цели устраивали массовые убийства и жертвоприношения с ритуальным каннибализмом. А Костоправу даже и нечего возразить, потому что непонятно, то ли по мере продвижения на Север и долгой службы то в одном, то в другом городе, эти традиции забылись, а летописи, в которых о них говорилось, оказались утрачены после сражений, то ли легенды возникли в результате злостного переписывания истории, чёрного пиара и кровавого навета. Ситуация сильно осложняется тем, что за всеми событиями прошлого стоит ещё и какое-то противостояние местных многочисленных божеств, и Чёрный Отряд опять оказывается частью древнего пророчества (везёт им на это дело).

Дальше следует длинный, запутанный и, честно говоря, местами довольно муторный рассказ о том, как Чёрный отряд втягивается в местные дела, теряет ветеранов и обрастает новобранцами, воюет с переменным успехом, раскалывается на две части, узнаёт несколько версий истории прошлого и даже путешествует в параллельные миры (оказывается, что здесь, на югах, расположен проход на перекрёсток миров, созданный какими-то могущественными существами в незапамятные времена). И перед всеми персонажами, как и в первой трилогии, регулярно встаёт выбор, какую сторону им занимать – всеразрушающего зла, человекоубийственного зла, пробуждающегося зла или ещё какого-нибудь из 50 оттенков тьмы на любой вкус.

Вдобавок обнаруживается, что некоторые из персонажей первой трилогии, которые считались официально умершими и похороненными, вполне себе живы и тоже хотят поучаствовать в общем кипеже. Тут проявляется одна из особенностей мира «Чёрного отряда»: как и положено в тёмном фэнтези, персонажи, в том числе и первого плана, умирают в этих романах часто и довольно-таки просто, и порой совершенно неожиданно. Только вот по правилам этого мира колдунов очень непросто убить, особенно таких могущественных, как Поверженные, которые вообще-то вдобавок изначально не совсем живые (обряд перехода на тёмную сторону и подчинения Чёрному Властелину включает в себя помимо прочего смерть физического тела колдуна с последующим воскрешением). Ну и сами они просто обожают имитировать свою смерть, чтобы потом выскочить на сцену с криком: «Никто не ждёт испанскую инквизицию и древних колдунов!». Да и не только колдуны таким образом забавляются, и поэтому неожиданных воскрешений в цикле много, даже чересчур много, несколько перебор, как на мой вкус, но в принципе они в рамках мира логично оправданы.

Особняком от других книг продолжения стоит та, которая в общем списке идёт почему-то под номером шесть - «Серебряный клин». Она переносит читателя обратно на север и рассказывает о событиях после отбытия остатков Чёрного отряда. А там (ну кто бы сомневался) побеждённое зло опять просыпается и поднимает голову из-за компании не особо умных персонажей, полезших не туда, куда следовало бы, по причине тупой жадности. Вообще, Глен Кук любит этот сюжетный ход: shit happens не от злых намерений, а от глупости, жадности, зависти, и глупость среди них бОльшая. Ну и дальше всё происходит в полном соответствии с канонами жанра: очередное противостояние между абсолютным злом и злом не столь абсолютным, в ходе которого гибнут те, кто чудом ухитрился выжить в предыдущей мясорубке. На этом приключения на севере заканчиваются… короче, все умерли. Ну, почти все.

Почему стоит прочесть:

«Хроники Чёрного отряда» - классика, можно сказать, эталонный образец тёмного фэнтези, во многом повлиявшая на становление и развитие этого жанра. К сожалению, как это часто происходит с классикой, многие сюжетные ходы и сам стиль повествования сейчас выглядят изрядно устаревшими и битком набитыми унылыми штампами, но для середины 80-х «Чёрный отряд» был вещью ну не то чтобы революционной, но всё же заметно выступающей за рамки героического фэнтези. В цикле наличествуют все признаки жанра: мрачный мир, бесконечная война, лишённая и тени благородства, постоянные интриги и предательства, атмосфера гнетущего взаимного недоверия, персонажи один хуже другого. Да, бойцы из Чёрного отряда по крайней мере пытаются соблюсти некий наёмнический кодекс и поддерживать военную дисциплину, но получается это не всегда и не везде, и, опять же, разница между «военной хитростью» и «грязным трюком» зависит от точки зрения, а у ветеранов многочисленных войн эта самая точка зрения предельно цинична.

Всем персонажам регулярно приходится делать моральный выбор между двумя разновидностями зла, и потом как-то жить с этим выбором. Но, опять же, как и положено в тёмном фэнтези на общем безрадостном фоне добрые поступки, честность, жалость выглядят особо значимо, сверкают как звёзды в ночи и всё такое. Опять же, красной нитью через всё повествование проходит идея боевого армейского братства, взаимовыручки, верности знамение, «своих не бросаем», работодателей не предаём (по крайней мере, до тех пор, пока они не предадут нас). Кроме того, даже в самых отъявленных мерзавцев время от времени просыпается совесть и появляется нечто человеческое, отчего, впрочем, они выглядят скорее ещё более пугающими.

Да, по стилю всё это очень похоже на старые добрые нуарные детективы, только больше кровищи, треша, угара и чёрного колдовства темнее самой чёрной ночи. Заметно всё же, какое сильное влияние на тёмное фэнтези оказал жанр нуара, и одновременно мастер ужасов Лавкрафт, ибо чёрные колдуны в книгах изображены до крайности неприятно, с их амбициями, эгоизмом, презрением к обычным людям, готовностью пожертвовать всем, чем угодно, для достижения своих целей. Особенно удались автору десять Поверженных – все они утратили человеческий облик и душу, но сохранили могучий разум, который направляют исключительно во зло, с медицинской точки зрения они все безнадёжные психопаты, но каждый из них страшен по-своему, каждый любовно и тщательно прописан во всём ужасающем величии (в отличие от однообразных толкиновских назгулов, которые явно послужили прообразом для Поверженных). Вообще, во всех книгах цикла очень много жути, всяких тёмных пророчеств, древних мрачных божеств, требующих кровавых жертв для своего возрождения, много всякой лавкрафтовщины, которая местами прямо реально пугает.

Что касается героев – опять же, раз у нас тут наёмники на бесконечной войне, то большую часть персонажей составляют люди либо просто крутые, либо крутые во всех отношениях, беспрерывно демонстрирующие свою крутость товарищам по службе и всем прочим, кто попадётся под руку. Впрочем, Глен Кук порой относится к этой крутости несколько скептически. Например, один из основных персонажей первой трилогии с милым прозвищем Ворон обладатель типично нуаровской мрачной биографии, крут до нереальности, и при этом столь же до нереальности жесток, эгоистичен, склонен решать все проблемы насилием и по ходу действия демонстрирует удивительную инфантильность в проявлении своих чувств, прям как отважный капитан из старой советской песни.

Или вот в продолжении, там, где действие происходит на юге, очень удачно противопоставлены друг другу два офицера Отряда – Костоправ и Могаба. Костоправ становится командиром случайно, просто потому что оказывается старшим по званию после гибели остальных офицеров. Он не очень-то хороший боец и слабоватый тактик, хотя и толковый организатор и стратег, он слишком много думает и слишком часто поддаётся эмоциям, старается во всех видеть хорошее, даже в прожжённых негодяях, у него проблемы с поддержанием дисциплины и ему отчаянно не хватает суровой мужской харизмы. Так что из него выходит не слишком-то успешный капитан, но зато он верен Отряду и своим принципам, а Отряд верен ему.

Могаба, напротив, воплощение идеального воина и командира. Могучий, выносливый, безжалостный, хитроумный, прекрасно владеющий любым оружием, знаток военного ремесла, фанатик дисциплины, в общем, просто красавчик, с какой стороны ни посмотри. И все эти его таланты становятся дровами для костра тщеславия, в котором сгорает душа Могабы, так что он становится причиной раздора в Отряде, идёт на сотрудничество с врагом, убивает товарищей, приносит кровавые жертвы, и всё только чтобы стать главным, стать Капитаном, потому что Могаба искренне считает, что он этого достоин. И как результат, он губит и самого себя, и своё дело, и терпит сокрушительный крах во всём.

Или взять сложный и изящный сквозной сюжет об отношениях между Костоправом и Госпожой, которая, напомню, была в своё время супругой Тёмного властелина и великой колдуньей. Отрядный лекарь и летописец, ветеран бесчисленных войн («я простой солдат и не знаю слов любви») слышит легенды о невероятной красавице, покорившей сердца мужчин на протяжении столетий, и влюбляется в неё, даже ни разу не увидев воочию. Она же сначала слегка посмеивается над этой нелепой страстью, но со временем проникается симпатией к влюблённому в неё лекарю, а он пытается увидеть в этом воплощении зла хоть искорку чего-то человеческого. И в итоге (извините за спойлер) они становятся парой, вместе уезжают из Тёмной Империи и живут потом… ну, не особо долго и не особо счастливо, ведь Госпожа остаётся всё той же безжалостной злой колдуньей, так что жить с ней на самом деле то ещё испытание. Опять же, всё это характерно для нуара: образ роковой женщины, одновременно и привлекательной, и отталкивающей, выстраиваемые с ней запутанные романтические отношения, с непременным оттенком горечи, увядания и чего-то нездорового. Стоит заметить, что Глену Куку в его творчестве вообще хорошо удаются образы волевых, жёстких и соблазнительных женщин. Особенно брюнеток. Особенно таких, что любят одеваться в облегающие кожаные костюмы и предпочитают именовать себя не иначе как Госпожой.

Что стоит читать:

Первая трилогия – очень хороша. Жёсткая, динамичная, без провисаний, с яркими характерами, масштабными боевыми действиями, лихими сюжетными поворотами. Прямое продолжение первой трилогии «Серебряный клин» - тоже вполне себе ничего, хотя сюжет с внезапно пробудившимся злом, которое только-только прихлопнули и сверху деревце посадили, а оно возьми и снова вылупись, выглядит несколько натянутым. Но зато здесь доведены до конца сюжетные линии тех персонажей из первой трилогии, чья судьба наиболее интересна, и, опять же, повествование тут бодрое и лихое, без лишних рефлексий.

С теми книгами, действие которых разворачивается на юге, ситуация сложнее. Да, стоит признать, что Глен Кук сделал удачный манёвр, когда перенёс персонажей в другую страну, с другими обычаями, практически в другой мир. Хотя «другой» он относительно, ведь все общественные отношения, религиозная система и обычаи очевидно списаны со средневековой Индии (ну или точнее с некоего расхожего шаблонного представления об Индии – касты, вегетарианство, культ душителей, самосожжение жён после смерти мужа и прочие детали, взятые как будто прямо из пособия по написанию текстов с индийским колоритом).

Также появляется целая куча новых загадок, которые постепенно распутываются, возникают новые герои, новые легенды и разные исторические обстоятельства, которые заставляют по-другому взглянуть на те вещи, которые стали известны по первой трилогии. Персонажи долго и упорно разбираются в том, что же всё-таки произошло несколько столетий тому назад, когда свободные отряды отправились в свой поход, собирают несколько противоречивых версий, убеждаются, что все имеющиеся как устные легенды, так и записанные тексты не вызывают доверия, мало того, даже обнаружившийся свидетель тех событий, древний голем, некогда созданный магами, по всей видимости врёт как очевидец. Так и остаётся читатель с набором возможных объяснений и гипотез, каждая из которых может оказаться верной.

Ещё один удачный ход: в новых условиях, опять же, персонажи проявляют себя по другому, их характеры развиваются и меняются, как у живых людей (вообще, Глен Кук большой мастер по созданию живых, реалистичных героев, которые хочется переживать, за которыми интересно наблюдать, и от которых не очень-то и знаешь, чего ожидать, они порой ведут себя непредсказуемо). И если первая трилогия полностью рассказывалась от лица Костоправа в виде записей в хрониках Отряда (хотя тут как-то не особо достоверно получается, когда у вас военный хронист из мира, похожего на наше средневековье, пишет в стиле автора чёрного фэнтези из двадцатого века, это как-то царапает взгляд), то дальнейшие приключения описываются другими людьми, которые берут на себя функции летописцев, причём в одном и том же романе таких может быть несколько. Так что можно увидеть, как меняются стиль изложения, оценки тех или иных событий, описания людей и окружающей действительности. Впрочем, это выглядит местами натянуто, чувствуется, что тут за кулисами стоит автор и бормочет довольно: «а вон смотрите, как я умею в полифонию». К тому же из-за переключения между рассказчиками сюжет становится рваным, теряется последовательность, порой появляются повторы. Ну и некоторых летописцев так временами тянет пофилософствовать, что замедляет темп повествования, но ничего интересного не привносит.

В целом же эти романы чересчур нудные и длинные, их можно спокойно сократить процентов на 20 без каких-либо потерь для содержания. А ближе к концу есть ощущение, что автор и сам подустал от всего того, что накрутил в предыдущих книгах и уже сам не очень-то понимал, как всё это распутать. Впрочем, написаны эти романы достаточно профессионально, надо отдать должное Глену Куку – мастерство он не терял и совсем уж в откровенную халтуру не скатывался. Но первая трилогия – выдающаяся, остальные книги – просто мастеровитые.

Экранизация

Активные слухи об экранизации «Хроник Чёрного отряда» ходят уже несколько лет, причём пару раз промелькивали сообщения, что уже вот-вот, прям вот уже всё согласовано, и режиссёр уже есть, и кастинг начат, а потом снова тишина. Есть надежда, что на волне успеха «Игр престолов» удастся подняться и Глену Куку, и с этим циклом, и с циклом про Гарета, это ведь такая же классика чёрного фэнтези, а то, может, и поклассицистичнее будет.

Единственное, что смущает – действие в романах занимает много лет, герои успевают состариться, а это даже при нынешних технологиях гримирования и компьютерных спецэффектах не очень хорошо получается показывать. Но в принципе, можно и с этим справиться. Тем более если взяться только за первые романы, там вполне можно по сюжету спрессовать события в несколько лет, так что и не придётся особо напрягаться.

Тот же текст в Яндекс.Дзене

https://zen.yandex.ru/media/id/5a251d2c3dceb7cfb17fdc05/glen-kuk-hroniki-chernogo-otriada-5e7207ce32c2634f5168b4d4

Дальше надеюсь довести до ума заметку о Брайане Олдиссе и колеблюсь между "Историей будущего" Азимова и "Игрой престолов" Джорджа Мартина.
Tags: Книги, Циклы
Subscribe

  • RIP Энди Стюарт

    Увидел в фейсбуке сообщение о смерти Энди Стюарта из группы “Silly Wizard”. Хороший был музыкант. Много великих песен оставил. Вот я составил…

  • О радости

    Двое друзей в фейсбуке подключили меня к флешмобу по рассказыванию трёх радостных событий, произошедших в течение дня. Но я как-то слабо представляю,…

  • Новый альбом Леонарда Коэна

    Пишут, что в сентябре выйдет новый альбом Леонарда Коэна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments