Новая история, которую придумали сценаристы, донельзя банальна, и если поначалу в ней вроде прослеживается какая-то интрига, то где-то к середине она становится абсолютно предсказуемой. Сюжет крутится вокруг двух тем – рокового прошлого планеты Харлан и революции, вспыхнувшей некогда на этой планете. Причём революционеры в сериале бьются исключительно против технологии переноса сознания и продления жизни, только вот не в состоянии объяснить суть своих претензий. А может, и объяснили, но я прослушал, потому что мне очень быстро надоела привычка персонажей закатывать глаза, изображать просветленность и произносить длинные пафосные речи о чём-то мудром. Мне хватило первых двух таких моментов, дальше я как только видел проступающую на лице персонажа задумчивость, так сразу прокручивал минуту, а то и две. Напомню, что в оригинале Ричарда Моргана проводилась чёткая разница между верующими, которые борются с технологией переноса сознания, считая её сатанинской пародией на вечную жизнь в Божьем Царстве, и революционерами, которые обвиняют Протекторат в многочисленных злоупотреблениях. Причём и верующие, и революционеры тоже делятся на разные фракции, в то время как в сериале всё свалено в одну кучу.
Что здесь вышло более-менее удачно, так это сюжетная линия с ИИ, косплеящим Эдгара По, которого, по счастью, сценаристы догадались прихватить из первого сезона. Он и там был очень хорош, и здесь продолжает радовать. Ему добавили трогательную историю о том, что его программное ядро всё больше и больше глючит, но он не хочет перезагружаться, опасаясь потерять память о тех событиях, что с ним произошли, и от тех людях, к которым он испытывал симпатию. Сюжет, очень хорошо понятный и с человеческой точки зрения, и с компьютерной – каждому, наверное, приходилось восстанавливать операционку с «нуля» и обнаруживать, сколько всего в процессе теряется. Ещё По добавили «подружку», ИИ вроде как женской принадлежности… или, наверное, правильнее сказать, использующий женский аватар (как же сложно с этими виртуальными, искусственными личностями!), тоже очень трогательную и милую. Как-то так вышло, что ИИ в этом сезоне выглядят и более человечными, и более интересными, чем персонажи-люди. Единственное, что меня смутило – компания безработных ИИ, с которыми знакомится По, типа их использовали в археологических исследованиях, потом археологов прогнали, а их ИИ остались не при делах… что-то мне кажется, не настолько уж они специализированы, чтобы их не использовать в других отраслях и оставить бездельничать, странно это выглядит.
Ещё из более-менее хорошего – во втором сезоне так же пытаются использовать идею с сохранением сознания и перемещением его из одного тела-носителя в другое для хитрых сюжетных поворотов. Например, вводят в сюжет молодую версию Такеши Ковача, которого отправляют охотится на Такеши старого. В принципе, в оригинальном тексте такой ход тоже использовался, но реализован он был лучше. Две версии Такеши заметно отличались друг от друга, и видно было, что старый действительно стал хитрее, опытнее, сдержаннее и в чём-то мудрее. В сериале же они просто двое из ларца, одинаковы с лица… нет, лица, то бишь, тела, им сделали разные, но внутренне они ничем не отличаются, а потому смотрятся вместе очень уныло.
В целом же не могу сказать, что второй сериал получился совсем уж провальным. Он неплохо снят, в нём есть внятная история, несколько удачных сюжетных поворотов и отдельных сцен. Проблема в том, что всё интересное и неожиданное из второго сезона уже было реализовано в первом, а нового толком ничего не добавилось. Причём и то, что было удачным в первом сезоне, выглядит каким-то поблёкшим. А сюжет получился ну просто донельзя банальной. Не сказать, чтобы Ричард Морган в исходном тексте был очень уж оригинален, но там было много интересных, запоминающихся деталей, закрученная интрига, неоднозначные персонажи, да и сам мир выглядел сложноустроенным, без чёткого разграничения на абсолютное Зло и столь же абсолютное Добро. Кроме того, романы ставили несколько непростых вопросов об устройстве общества, которые очень легко проецировались на нынешние реалии. А вот сериал никаких вопросов не ставит, в нём всё понятно – тут хорошие, там плохие, а те персонажи, которые вроде как сомневаются и колеблются, в финале обязательно перейдут на сторону Добра, понятное дело.
Возможно, именно от этой простоты и однозначности сериал производит впечатление ёлочных игрушек из анекдота, вроде всё как положено, только не радует.