olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Две статьи на сайте «Горький»

В журнале «Горький» две отличные статьи:

Первая – о чукотском писателе Юрии Рытхэу, в честь его 90-летнего юбилея, который случился 8 марта. Что интересно, этот дату своего дня рождения Рытхэу выбрал сам, когда оформлял документы, и тогда же взял себе новое имя-отчество, а в качестве фамилии использовал свое имя, которое в переводе с чукотского значит «Неизвестный». При этом биография Рытхэу до оформления документов теряется в чукотских туманах и метелях, так что я бы не удивился, если бы на самом деле его ребёнком нашли в корзине где-нибудь на берегу моря или у порога чума, этаким подарком от местного волшебного народа.

Дальше Рытхэу меняет множество профессий, и становится писателем и чукотским культуртрегером. Но самое удивительное, конечно, в том повороте, который случился с ним после крушения СССР. Национальная литература внезапно стала никому не нужна, причём совсем, а Рытхэу спокойно вышел на международный рынок, обрёл там немалую популярность, в том числе, кстати, благодаря отменному владению английским языком (вот опять же – откуда? точно говорю, без волшебного народа тут не обошлось). Его переводили, издавали приличными тиражами, особенно в Германии. А в России его романы, написанные в 90-х годах, невозможно даже и найти; их издавали крохотным тиражом и сразу отправляли на Чукотку, и никаких продаж на литресе (это, кстати, опять же к пресловутому «в интернете всё есть», ага, ага).

Вообще, конечно, жизнь Рытхэу - удивительная история о том, что подлинный гений способен пробить себе дорогу в жизни, даже начав её в самых неподходящих условиях. Хотя, конечно, ему здорово поспособствовал тот социальный сдвиг, который произошёл на Чукотке в 20-е годы прошлого века, вряд ли ему такое удалось бы несколькими десятилетиями раньше. Хотя вот Ломоносов смог стать учёным примерно в схожей ситуации, но у поморов всё-таки контакты с цивилизацией были куда прочнее, чем у чукчей в то время.

И ещё это история о понятии «культурного героя», которое обычно принято считать мифическим, а вот глядишь – похоже, действительно, бывают такие ситуации, когда появляется человек, переворачивающий жизнь своего племени, тот, кто создаёт закон, язык, письменность и так далее. Кстати, ведь жизнь культурных героев обычно окутана легендами, особенно связанными с появлением на свет и детством, и вот тут тоже – откуда взялся, как родился, где учился, откуда такое знание английского – сплошной туман.
https://gorky.media/context/samyj-ekologichnyj-pisatel-k-90-letiyu-yuriya-rytheu/

Вторая статья – отрывок из книги Карла Кереньи «Исследования лабиринта». Саму книгу я уже купил и прочитал, благо она небольшая по объёму. Но зато очень насыщенная содержательно, хотя, как это обычно бывает у психоаналитиков, некоторые выводы кажутся чересчур смелыми, недостаточно обоснованными. Тем не менее, есть в книге весьма интересные и неожиданные наблюдения. Например, о том, что в Древнем Вавилоне спиральные лабиринты ассоциировались, по всей видимости, с кишечником (а ведь действительно похоже, никогда до этого не обращал внимания) и гаданием на кишечнике жертвенных животных. Таким образом, символ лабиринта в понимании древних вавилонян (как его реконструируют Кереньи с оговоркой, что это лишь предположение) связан с хтоническим началом, подземным миром, волшебным лесом.

Или вот тот отрывок, который приведён на сайте «Горький», о связи между лабиринтом и ритуальным танцем. Причём Кереньи находит подобные традиции не только в архаичной Греции, но и у других народов, и связывает их с идеей о посмертном путешествии души в мир мёртвых и, возможно, о дальнейшем её возрождении/перерождении. Отсюда, естественно, возникает тема средневековых церковных лабиринтов, в которых та же самая идея смерти и воскресения приобретает христианский смысл. А заодно Кереньи вспоминает Данте, у которого загробный мир тоже ведь имеет форму спирали, своеобразного трёхчастного лабиринта, через который проходит герой.

Сюда же добавляется идея о пути через лабиринт как пути к постижению мудрости, скорее уж алхимическая, нежели религиозная. А также неожиданная идея уподобления души человека, проходящего лабиринт, и птицы, взлетающей в небо. Здесь же подключается миф о Дедале, в которой сходятся мотив лабиринта и мотив полёта. Кстати, вот, действительно, мне всегда две части истории Дедала – о строительства лабиринта и о создании крыльев – казались отдельными несвязанными сюжетами, а Кереньи показывает, что на самом-то деле весь миф о Дедале целиком одна история. От племянника, которого он столкнул со скалы, через лабиринт до падения Икара – всё пронизано одним набором символов, противопоставляющих погружение в глубину земли и полёт в небо, смерть и возрождение, испытание, которое один проходит и остаётся жив, а другой не проходит и умирает.

Меня особенно заинтересовала связь между лабиринтом и танцем, архитектурой и телесной практикой, проявлением одной общей архетипической идеи в разных видах культурной деятельности. И, кстати, понятен интерес Кереньи как психоаналитика к этой теме – и прохождение лабиринта, и танец не просто воплощение одной идеи, но и практика переживания внутреннего состояния, изменения и перерождения души. Получается, что древние люди каким-то образом нащупали идею своего рода (само)терапии, связанной и с телесностью, и с использованием образов, отсылающих к коллективному бессознательному, и с легендами/мифами, помогающими человеку примириться со своим положением в мире и неизбежностью смерти.

В общем, интересная тема и интересная книжка, жаль, что такая маленькая по объёму.
https://gorky.media/fragments/labirint-tantsa-i-tanets-labirinta-chem-na-samom-dele-byla-nit-ariadny
Tags: Книги
Subscribe

  • Дитя погоды

    В праздничный понедельник 4 ноября ходили в кино на новый мультфильм Макото Синкая (кстати, мне кажется, хорошая традиция – отмечать день единства и…

  • Аниме-сериалы

    Пара слов о просмотренных в прошлом году аниме. Подборка бессистемная, потому что я в последние несколько лет аниме смотрю мало, стараюсь смотреть…

  • О цельности натуры

    Любопытно, как меняется отношение в культуре к такому человеческому качеству, как цельность. Вот, например, division___bell пишет о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments