olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Айзек Азимов «История будущего», часть 2

Продолжая рассказ о будущей истории Галактики по версии Айзека Азимова, первым делом необходимо упомянуть, что изначально, в начале 50-х годов им были написаны два цикла повестей – «Транторианская империя» и «Основание». В первом действие разворачивалось на фоне подъёма Галактической империи с перемещением центра на планету Трантор и постепенном забвении колыбели человечества – Земле. Во втором же цикле речь шла уже о кризисе Империи, её развале и появлении на обломках новой силы – Основания (Foundation, в других вариантах перевода на русский «Фонд» или «Академия»), призванной восстановить Империю во всём её блеске и величие.

Потом, уже в 80-е, когда Азимов вернулся к своим ранним фантастическим произведениями и попытался объединить их в единый цикл, он дописал ещё два романа о нарастающих проблемах в Галактической империи, о том, как она деградирует, разваливается, барахлит, но всё ещё функционирует. А также ещё два романа о будущем развитии Основания и о возможности другого варианта развития человечества, кроме простого копирования Галактической Империи.

Так получился один обширный цикл произведений, охватывающий несколько тысячелетий галактической истории, но при этом весьма разнородный художественно. В новых романах Азимову явно не хватало драйва и той молодецкой удали и лёгкости, что отличала его ранние работы. Тексты вышли длинные, с обилием подробностей и размышлений, местами довольно скучные, зато с обильными интертекстуальными отсылками, зачастую выглядящими чужеродно и добавленными только ради сшивания цикла в единое историческое полотно.

Чем интересен цикл:

Конечно, самая интересная часть цикла – та, что относится к математику Хари Сэлдону и разработанной им теории психоистории, которая представляет собой математическую модель описания социума и возможных путей его дальнейшего развития. На основании этой модели Сэлдон приходит к выводу о неизбежности скорого распада Галактической империи о веках насилия, варварства и научного упадка, которые последуют за этим распадом. А затем разрабатывает модель создания сообщества учёных, инженеров и техников, которые поселятся на отдалённой планете в глухой провинции у моря… в смысле у края Галактики и возьмут однажды на себя важнейшую роль по восстановлению цивилизации.

Тут надо понимать, что Азимов в этой части цикла воплотил давнюю фрустрацию, довлеющую над европейской культурой, связанную с крушением Римской империи, вообще всего античного мира, варваризацией и наступлением Тёмных веков, после которых вернуться к тому же уровню развития удалось только спустя тысячелетие, в XVI веке, а в каких-то областях, в том числе и в инженерно-технической, и вовсе в XIX. Азимов в «Основании» пытается переписать историю, но не в форме альтернативной исторической реальности или посредством попаданца из будущего, внедряющего новые технические знания и тем самым ускоряющего развитие общества, как у Спрэг де Кампа в романе «Да не опустится тьма», нет, Азимов переносит реалии поздней, деградирующей Римской империи в далёкое будущее и увеличивает их масштаб до размеров Галактики, а затем включает фантазию и придумывает способ, посредством которого можно избежать исторической предопределённости, причём способ изначально строго научный, основанный на математических расчётах.

Замечу в сторону, что с переносом реалий античного мира на Галактическую империю Азимов несколько увлёкся, особенно с идеей о том, что на столичной планете Трантор нет своего сельского хозяйства, а пшеницу туда привозят караваны космических кораблей. И похоже, что Азимову на это обстоятельство многие указывали, потому в одном из поздних романов он этот архаизм исправил. Написав, что, дескать, нет, были на Транторе пищевые фермы, и базовые потребности в продовольствии планета удовлетворяла самостоятельно, а корабли с пшеницей – это просто для разнообразия рациона, потому что на самом Транторе пшеницу не выращивают.

Впрочем, это всё мелочи, куда больше внимания сама постановка вопроса о возможности моделирования истории общества математическими методами и направления общества по нужному пути. Ведь Хари Сэлдон не просто предсказывает развал Империи, он точно вычисляет последовательность событий и их даты, а потом с поразительной точностью, до года, предсказывает развитие Основания. Но потом в его план вмешивается таинственный авантюрист по прозвищу Мул, который, как позже оказывается, обладает способностью воздействовать на психику людей, и благодаря своему дару Мул сколачивает армию и выступает против Основания. Но тут выясняется, что всё это время существовала ещё одна группа людей, созданная Хари Сэлдоном, так называемое Второе Основание. Они следят за деятельностью Первого Основания, корректируют её по мере необходимости, они же пресекают деятельность Мула и делают так, что развитие Галактики возвращается на «правильный путь», предначертанный товарищем Сэлдоном.

Да, вдобавок оказывается, что члены Второго Основания не только вооружены единственно верным учением психоистории, но и обладают телепатическими способностями, что и позволяет им манипулировать Первым Основанием, остатками Галактической империи, союзом планет под властью Мула. То есть от изначальной строго научной идеи о планировании истории математически методами Азимов плавненько съезжает в классическую теорию заговора с управлением обществом и выстраиванием стратегий развития тайной организацией, да ещё и состоящей из телепатов. Хотя, замечу в сторону, даже в это верится больше, чем в возможность рассчитать будущее развитие человечества, расселившегося по всей Галактике.

И тут ещё возникает отдельный вопрос, нависающий над всей трилогией «Основания»: а почему один математик, каким бы он ни был гением, берёт на себя право определять судьбу человечества? И почему он считает, что Империя – наилучшая форма организации галактического сообщества планет, раз он пытается её восстановить и фактически продублировать? Да, понятно, что в Тёмных веках нет ничего хорошего, но ведь из них может вырасти что-то новое, неожиданное, и, может, оно окажется лучше, чем предыдущее. В конце концов, и в европейской истории Новое время отнюдь не оказалось копией Римской империи времён расцвета, хотя и пыталось восстановить культурные, юридические, ремесленные, инженерные практики того времени, но пошло дальше античности, особенно в части науки и техники.

Похоже, Азимов в поздний период своего творчества тоже начал размышлять в этом направлении. Поэтому в четвёртой книге цикла и Первое, и Второе Основание начинают подозревать, что ими манипулируют и в процессе расследования обнаруживают планету Гею – единый коллективный разум, который может вмешиваться в деятельность других разумов по всей Галактике. И Гея предлагает «третий путь» - телепатическое объединение человечества, переход на новую ступень развития. А главный герой романа подозревает, что существование Геи не отвечает на все вопросы и в следующем романе вместе с небольшой экспедицией отправляется на поиски Земли, легендарной прародины человечества, сведения о координатах которой тщательно вымараны изо всех исторических источников. В Солнечной системе оказывается, что Земля полностью радиоактивна до такой степени, что на ней невозможна биологическая жизнь, зато на Луне прибывшие обнаруживают поселение, в котором их встречает - та-дам! - старый, очень старый знакомец читателей Азимова – робот Дэниел Оливо. Оказывается, он и Галактическую Империю основал, и психоисторию Хари Сэлдону внушил, и Первым Основанием управлял, и за Вторым Основанием приглядывал, и с Геей союзничает, короче, отовсюду в галактической истории торчат его искусственные уши и позитронный мозг.

Итак, круг замкнулся, вся история будущего оказалась всего лишь реализацией представлений древнего робота о том, что хорошо, а что плохо для человечества. Причём он и дальше собирается участвовать в развитие человечества, а экспедицию на Землю привёл нарочно, чтобы объединить своё сознание с сознанием одного из членов экипажа. И этот финал как-то обессмысливает весь предыдущий цикл романов, и невозможно воспринимать ярких, интересных героев иначе как марионеток, управляемых искусственным интеллектом (нечеловеческим, вообще-то, созданием).

Что из цикла стоит прочесть:

Пожалуй, к самому-самому must read можно отнести только трилогию «Основания». Она бодро написана, в ней есть интересные герои, за которыми хочется наблюдать, и сама ситуация необычна – возрождение новой Галактической Империи на обломках предыдущей, да ещё и по заранее продуманному плану. Плюс эта трилогия ставит серьёзный вопрос о том, действительно ли историческое движение человечества подчиняется объективным законам и можно ли на это движение влиять и каким образом. Вопросом этим весь мир был страстно, мучительно увлечён на протяжении XX века, «мучительно» не только метафорически, но и вполне себе буквально – наша планета в XX веке стала ареной битвы между идеологиями, которые были абсолютно уверены в том, что историческое развитие подчиняется объективным законам, имеет некую цель, а им известны средства, которыми этой цели можно достичь. Правда вот представление о законах развития и цели оказались разными, зато стремление преобразовать человечество и уверенность в своём мессианском предназначении, в том, что они не навязывают что-то новое, а лишь помогают человечеству достичь правильных целей, у всех была очень похожей.

Азимов со своим «Основанием» тоже вложил свою скромную лепту в общую дискуссию, его концепция психоистория вошла в арсенал классических идей научной фантастики, к ней и поныне апеллируют исследователи–футурологи.

С другими частями этого цикла дела обстоят не столь хорошо. «Транторианская империя» — это неплохие, умело написанные повести, стандартные для фантастики 40-50-х годов, и по причине своей типичности представляют, боюсь, интерес скорее литературоведческий.

Романы «Прелюдия к Основанию» и «На пути к Основанию» - приквелы, написанные с целью показать, как же Хари Сэлдон пришёл к идее психоистории, о его работе в Университете на Транторе, столице Империи и о том, как он наблюдает за медленной, незаметной деградации управленческой структуры Империи. Оба романа довольно муторные, в них много политических интриг, рассуждений о смысле истории, не сказать, чтобы особо интересных. Пожалуй, что неплохо вышло – это демонстрация бытовой жизни разных секторов Трантора, в одном из которых Сэлдон встречается с потомками космонитов из цикла «Роботы». Они когда-то давно покинули свою планету и образовали на Транторе замкнутое сообщество, занимающееся фермерским хозяйством, крайне архаичное, со своими обычаями, напоминающее то ли амишей в США, то ли ультраортодоксов в Израиле. И да, здесь же снова как чёрт из табакерки выпрыгивает наш старый знакомец робот Дэниел Оливо, который продолжает оказывать благодеяния человечеству (и выглядит в это роли столь же сомнительно, как и раньше) и принимает живое участие в судьбе Хари Сэлдона.

Два последних романа цикла «Кризис Основания» и «Основание и Земле» страдают теми же болезнями, что и приквелы: медленное развитие сюжета, слишком большой перекос в сторону разговоров в ущерб действиям, не особо интересные персонажи, но в целом написаны эти романы вполне профессионально. И сильная их сторона примерно та же, что и у сиквелов – описания различных планет и культур, с которыми героями знакомятся во время своего путешествия в поисках колыбели человечества. Заодно они раскрывают одну загадку, оставшуюся ещё со времён романа «Роботы и Империя», о таинственном исчезновении обитателей планеты Солярия, и это вполне неплохое описание, и демонстрация ещё одного варианта развития человека, хотя и очень экзотического. Стоит воздать должное Азимову, в последних романах цикла он закончил все сюжеты, довёл до финишной черты истории роботов, Империи, Основания, закрыл, можно сказать, эту часть развития человечества и открыл дорогу для нового этапа – всегалактического объединения разумов с перспективой освоения других галактик.

Экранизации:

Слухи об экранизации цикла «Основание» ходят уже несколько лет, причём упорные, что вот-вот, сейчас-сейчас. Надеюсь, что экранизация всё-таки дойдёт до производства, хотя, подозреваю, оригинал изрядно перепишут. Но, может, останутся основные идеи Азимова и поставленные им вопросы, которые и сейчас звучат не менее актуально, чем во времена «золотой эры» научной фантастики.

Копия текста в Яндекс.Дзен https://clck.ru/Nynzk
Tags: Книги
Subscribe

  • Евровидение и вышиванки

    Судя по моей фейсбучной ленте, на прошедшей неделе как обычно в это время года пробудились эксперты по Евровидению, а к ним ещё и подтянулись…

  • О будущем

    В продолжение записей о текущем положении дел и последствиях. Понятно, что рассуждать о будущем сейчас затруднительно, слишком много неизвестных…

  • Хроники текущего момента

    Запишу себе для памяти, чтобы перечитывать потом в мирное время, если оно когда-нибудь настанет. В Москве всё также длится и длится режим…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment