olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Крапивин RIP

Увидел в новостях, что умер Владислав Крапивин. Пытался вспомнить какую-то из его повестей, что читал давно в детстве, в журнале «Пионер», что-то про мальчика, обнаружившего в метро станцию, которой не было в схеме, и через эту станцию открывался проход в другой мир… или что-то вроде того. Немного яндексной магии – вуаля, нашёл, называется «Застава на Якорном поле». Помню, на меня в детстве эта повесть производила завораживающее впечатление, наверное, из-за того ощущения возможности чуда, того, что есть где-то иной, подлинный мир, где нет смерти, нет горя, и в тот мир можно попасть, хотя главному герою это удалось довольно рискованным способом. А может, из-за атмосферы – искрящейся эмоциями, загадками, намекающими намёками на то, что это лишь часть некоего большого мира (да, про то, что «Застава на Якорном поле» - часть цикла о Великом Кристалле, я узнал гораздо позже).

Ещё у меня в отдельном издании была повесть «Оруженосец Кашка», которую я, кстати, никак не ассоциировал с «Заставой на Якорном поле», слишком уж разными по стилю были произведения, ну а то, что фамилия автора и там, и там одинаковая, меня нисколько не смущало, мало ли, может, однофамильцы. Но тоже ведь, если вдуматься, необычная история, про детей в пионерлагере, соревнующихся в стрельбе из лука. И вроде бы абсолютно реалистичная, никаких фантастических элементов, и при этом оставляющая всё то же ощущение иного мира, иных правил общения, взаимодействия, отношений… Вообще, это была любимая тема Крапивина – объединить детей через некое особое дело, которое позволяет каждому участнику раскрыться и вырасти над собой. А ещё лучше сформировать такой отдельный, полутайный орден со своими ритуалами, обычаями, принимать туда только лучших и достойных.

Потом, с годами у меня несколько поменялось отношение к этой идее-фикс Крапивина – местами в ней явно проявлялся мотив отделённости, аристократизма и превосходства над унылым мещанством или злым хулиганьём. Да и за героическими крапивинскими мальчиками с их несгибаемостью и принципиальностью порой начинали проглядывать жутковаты призраки Николая Островского и Айн Рэнд. С другой стороны, я понимаю, что такие тайные общества, ордена и ложи являются одним из способов социальной организации, и могут быть использованы как для добрых дел, так и для злых, что мы в истории неоднократно видели… а так же видели, как то, что они считают добрыми делами, другие считают злыми и наоборот, так что репутация у тайных организаций всегда и везде была, мягко говоря, противоречивой.

В пользу Крапивина же могу сказать, что он и в книгах своих всегда отстаивал светлую сторону подростковых тайных союзов: благородство, дружбу, взаимовыручку, и, насколько я читал об отряде «Каравелла», сумел избежать соблазна превратить его в секту имени себя. А при работе с подростками, да ещё и с такими, как крапивинские мальчики, из которых можно с одинаковой лёгкостью лепить что святых, что террористов-самоубийц это не так-то просто, и даже, пожалуй, можно считать аскетическим подвигом. Что же касается стремления растить сильных и несгибаемых личностей со встроенным локатором несправедливости… тут вопрос спорный. Таких людей всегда есть какое-то количество, и, может, лучше для них пройти через «школу Крапивина», чем через какую другую школу, где неизвестно что из них получится. Тут я не знаю, что сказать, вопрос о «сильных личностях» и их положении в обществе очень непростой, над ним бились писатели и философы, начиная с Достоевского и Ницше, и не чтобы с тех времён удалось сказать нечто принципиально новое.

Говоря о философских и религиозных взглядах Крапивина - у Марии Елифёровой есть очень точная статья о Крапивине как неоплатонике. Я, пожалуй, добавлю тут только то, что у последователей неоплатонических учений принято было объединятся в особые полутайные мистические сообщества, состоявшие из особо духовно продвинутых, избранных, так что и в этом отношении Крапивин продолжил древнюю традицию. Уж не знаю, насколько сам он осознавал свою связь с античной мистикой или просто вот есть такая картина мира… или там паттерн мышления, который проявляется таким образом, в разных культурах по-своему. И в советской культуре, кстати, гностические темы тоже проявлялись, особенно в первые годы.

Как об этом написал Слёзкин в «Дом правительства» - первые, настоящие большевики по многим признаком походили скорее не на политическую партию, а на миллинеаристскую секту, а потом, когда они одержали победу, но тысячелетнее царство не наступило, произошло разочарование, резкий спад энтузиазма и горячая, яркая, искренняя вера тех, кто строил новое общество, постепенно мутировала в жёсткую, догматичную идеологию, которая чем дальше, тем больше превращалась в профанацию. Но всё же то раннее большевистское мировоззрение продолжало бродить как тот самый пресловутый марксов призрак в советской культуре, и время от времени проявлялся тот там, то здесь, находил своих Гамлетов и заражал их желанием чего-то странного. Официальные идеологи такое, конечно, не любили, ну кому же понравиться, когда их обличают в том, насколько далеко они ушли от веры отцов-основателей, и тому же Крапивину с его «Каравеллой» немало прилетало, вплоть до попыток закрытия.

Впрочем, всё это отдельная большая тема, а что касается самого Крапивина и его творчества – с ним ушла в прошлое важная часть советской, а затем и российской культуры, часть, которая отнюдь не сводится к разделу «литература для детей/подростков», как ныне принято выражаться, янг адалт, а представляет собой нечто куда большее. Крапивин демонстрировал в общем-то банальное, но от того не становящееся менее важным правило – настоящий мастер в любом жанре может творить великие вещи, такие, которые будут вызывать восторженный трепет у целых поколений. И другое столь же банальное правило - настоящий мастер всегда противоречивая фигура, он вызывает противоположные эмоции, от любви до ненависти… о нём спорят, порой отчаянно, до пены у рта, его вспоминают. Таких людей всегда немного, и вот, одного из них мы потеряли. Что же, покойтесь с миром, Командор.
Tags: Заметки, Книги
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments