olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

RIP Роман Арбитман

Увидел в новостях, что умер Роман Арбитман. От последствий, вызванных ковидом, как было сказано в сообщении. Не знаю, почему меня так огорошило… Лично знаком я с ним не был. Читал его книжные рецензии, да один роман, вот и всё. Может, дело в том, что для меня Арбитман – один из символов сообщества фантастов конца 80-х и 90-х годов – остроумного, озорного, энергичного. Очень тесно сплочённого, что не мешало его участникам друг над другом подтрунивать, выводить друг друга в виде персонажей в книгах, громко ссориться и громко мириться. И Арбитман даже не то что идеально вписывался в это сообщество, он был в каком-то смысле частью инфраструктуры этого сообщества. Без его язвительных рецензий пространство фантастики той эпохи было бы совсем другим (лучше или хуже – вопрос спорный, но другим – это точно).

Впрочем, в своей критике он не упускал из внимания и прочую литературу – как прозу, так и нон-фикшен, с удивительной всеядностью по отношению к жанрам, даже тем, к которым «серьёзные критики» и на пушечный выстрел не подойдут. Даже дошёл до того, что на полном серьёзе (или с имитацией оного, Арбитман блестяще владел искусством шутить, сохраняя строгую, формальную манеру письма) написал рецензию на роман Дарьи Данцовой.

При этом называть Арбитмана в его литературоведческой ипостаси пафосным словом «критик», наверное, было бы не совсем правильно. На литературной сцене он играл скорее роль трикстера, местного Уленшпигеля—с кого-то срывал маски, кому-то прикалывал на спину бумажку с обидным прозвищем, кого-то вышучивал (причём порой довольно зло), при этом и сам по ситуации переключался с одной из своих личин на другую, и личины были качественные, проработанные, так что порой и не очень-то понятно было, кто зажигает на сцене – Роман Арбитман, Лев Гурский или Рустам Кац. Наблюдавшая за этим перфомансом публика неизменно ему рукоплескала, а вот участники сего действия испытывали дикое раздражение, которое время от времени прорывалось наружу скандалами. А раздражаться было чему – я и сам, читая рецензии Арбитмана, думал: «вот уж не приведи Господь, чтобы что-то мною написанною попалось бы ему на глаза».

А вот сейчас вспоминаешь и думаешь – а ведь такой литературная жизнь и должна быть. В каждом писательском сообществе должен быть свой швейцар-пропойца… то есть, простите, свой ядовитый насмешник, как в мифе должен быть трикстер, без которого сюжет никак не закрутится, а будет одно только унылое равновесие и спокойствие.
Из прозы Арбитмана я читал только не так давно вышедший роман «Корвус Коракс», да и тот случайно попался – на одной книжной ярмарке Дмитрий Гасин уговорил купить, разливаясь соловьём о невероятных достоинствах этой книги. Роман мне, кстати, понравился, я даже хотел о нём написать, а потом как обычно закрутился и забыл. Строится он на весьма экзотичном допущении – а что, если бы человечество в качестве средства связи и устройства хранения информации использовало говорящих птиц, особенно таких долгоживущих и умных, как вОроны. И как раз вокруг такой птицы, которая помнит то, что, по мнению многих, стоило бы забыть, разворачивается действие.

Правда, описание альтернативного мира довольно быстро скатывается в нечто наподобие треш-боевика из 90-х (из тех, про которые в те годы говорили: «это даже не категория Б, а категория Г») с агентами спецслужб, погонями и перестрелками. Но зато текст вышел очень бодрых, лихой и озорной. И немного ностальгичный – именно так писали фантастику, детективы и триллеры во времена великого раздрая конца 80-х-начала 90-х. Плюнув на реалистичность, законы физики и биологии, психологию характеров, зато от всей души развивая сюжет и пускаясь в самые отвязные завихрения и перипетии, компенсируя многочисленные литературные недостатки и провалы лихостью и безбашенностью. Вот кто сейчас вспомнит, например, недоизданную трилогию Дмитрия Исакова «Акулу съели»? Да никто! А какая замечательная была вещь, я её в детстве чуть ли не наизусть помнил. Сейчас так уже не принято, сейчас пишут как по линеечке – умело, грамотно, строго и очень скучно. А вот Арбитман сохранил ту старую ламповую способность безграничного полёта фантазии, со всеми её плюсами и минусами.

Так что да, умер человек-символ. Не могу сказать, что ушла эпоха. Мне кажется, что та эпоха как-то так растворилась в воздухе где-то в начале 10-х годов, и люди из того сообщества разлетелись в разные стороны, окопались и разве что перебрасываются теперь ядовитыми комментариями в фейсбуке. А точку в этом процессе поставила смерть Михаила Успенского в 2014 году, да и политические события того года настолько сильно изменили русскоязычное литературное пространство, особенно фантастическое (некогда ведь русские и украинские фантасты представляли собой фактически единое сообщество, сейчас кому о таком скажи – не поверят), что тут впору говорить о новой эпохе развития (или деградации, кто как видит) этого самого пространства. Да, остались на нём ещё писатели предыдущих волн, но вот только всё больше воспринимаются они как «руины героической эпохи». И вот с уходом Арбитмана таких следов прошлого стало ещё меньше, и только песок заметает следы прошлого, а жизнь кипит теперь где-то совсем в других местах. Такие дела.
Tags: Житейское
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment