olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Новый роман Роберта Гэлбрэйта

Тем временем дочитал новый роман из серии детективов, которые Джоан Роулинг пишет под псевдонимом Роберта Гэлбрэйта. На этот раз Страйк и Робин расследуют исчезновение медсестры, которое произошло аж целых сорок лет тому назад. Понятно, что это получается очень долгое, на протяжении целого года, нудное путешествие в прошлое. Поиски и опросы свидетелей и подозреваемых, сложные схемы взаимоотношений людей, причастных к делу, кропотливый анализ материалов архивного дела о пропаже, начатого «по горячим следам» и так ни к чему не приведшего. К тому же одной из первых гипотез, выдвинутых по этому делу, стало то, что медсестра оказалось очередной жертвой серийного убийцы, орудовавшего в то время в тех краях, и это ещё даёт дополнительный повод автору порассуждать о маньяках, с экскурсами в разные истории такого рода с омерзительными подробностями.

Как и в предыдущих книгах этой серии, Роулинг очень достоверно воспроизводит следовательскую рутину, довольно унылую, честно говоря (если после чтения, допустим, рассказов о Шерлоке Холмсе или Эркюле Пуаро хочется воображать себя на месте детектива, то после чтения Роулинг думаешь: «вот уж ни за что на свете, никакого здоровья не хватит часами следить за подозреваемыми, бесконечно ездить по разным местам, чтобы задавать вопросы людям, которые вспоминать ничего не хотят и видеть тебя уже не хотят, и читать-перечитывать материалы дела, пока оно тебе в мозг не врежется, нет уж, нафиг-нафиг»). При этом Роулинг как-то всё же ухитряется писать так, что за всей этой нудятиной очень интересно следить; если есть у человека талант к остросюжетной прозе, то он любую тему сможет представить захватывающей.

Из интересных подробностей сюжета я бы отметил две. Первая: обращение к событиям 40-летней давности позволяет узнать, чего добились люди, в них участвовавшие, за эти самые сорок лет. Несколько человек действительно смогли измениться внутренне и перейти на другую траекторию жизненного пути. Но большинство остались в той же колее, и так по ней сорок лет двигались. Что же, всё как в жизни, да.

Вторая: следователь, начинавший вести дело об исчезновении, в процессе расследования тихо сошёл с ума: решил, что к делу причастны оккультные силы, составил гороскопы на всех подозреваемых, шифровал свои личные записи системой кодов и обозначений, да ещё и с безумными рисунками (которые, кстати, в тексте приводятся, и это прям настоящее произведение искусства, думаю, Роулинг может потом их оригиналы продавать на аукционах). А Страйк и Робин, добыв эти записи, сидят над ними в полном изумлении, пытаются понять, есть ли в них хоть какой-то смысл, скрыл ли там безумный следователь реальные открытия и подозрения, либо это же исключительно плод больной фантазии. Ну и потихоньку сами погружаются в этот оккультно-астрологический мир и поддаются известному эффекту, при котором случайные совпадения выстраиваются в зловещую схему. Получается очень удачный намёк и на «Твин Пикс» Дэвида Линча, и на «Маятник Фуко» Умберто Эко.

На этом фоне продолжают медленно и печально развиваться отношения между Страйком и Робин. Они всё так же то ссорятся, то мирятся, всё так же ждут, когда другой сделает первый шаг, всё так же постоянно думают друг о друге, пытаются робко выяснить, какие чувства испытывает партнёр, но так, чтобы при этом не раскрыть собственных. Тем более что и для Страйка, и для Робин «романтика» связана с опытом мощной травмы. Плюс к тому же и он, и она не хотят рисковать разрушением деловых и дружеских отношений ради романтических, что вполне понятно, и приятно контрастирует с той лёгкостью перехода от партнёрства делового к партнёрству сексуальному, которое так часто встречается в остросюжетной литературе и ещё в кино. Но с другой стороны - наблюдать за этими их ритуальными танцами в стиле «шаг вперёд, два шага назад» к концу книги становится откровенно утомительно, так что хочется уже крикнуть персонажам: «да решитесь уже вы на что-нибудь! Хватит издеваться друг над другом и над читателями!».

Кроме того, всю книгу Страйк отбивается от навалившихся на него семейных проблем. У его тёти, в семье которой он жил в детстве и которая растила его как родного сына, обнаружили рак, и Страйк на протяжении всей книги ездит в Корнуолл её навещать, анализирует свои отношения с ней и её мужем (понимая, что они куда ближе ему, чем биологические родители), а в финале её хоронит (это, думаю, не такой уж и спойлер – с самого начала романа понятно, к чему дело идёт). К тому же со Страйком очень хочет пообщаться его биологический отец, тому, видите ли, под старость захотелось примирения, невзирая на то, что Страйк его на дух не переносит. И каждый раз, когда что-нибудь о нём слышит, из взрослого ответственного и сдержанного (относительно) он превращается в истеричного подростка, вопящего: «ааа, как я его ненавижу и презираю!!!!». Тоже вполне жизненно – почему-то в общении с родителями и теми родственниками, с которыми общался с детства, происходит переключение со взрослого режима на подростковый, и сам себе удивляешься, как вдруг просыпается в душе что-то такое вроде бы уже давно забытое и как тебе казалось оставшееся в прошлом.

К некоторому недостатку романа я бы, пожалуй, отнёс то, что в нём в отличие от предыдущих, нет описания какого-нибудь отдельного мирка со своими правилами, внутренними отношениями, как это было, когда Страйк и Робин расследовали дело в среде высшей английской аристократии или в писательско-издательском сообществе (про аристократию ничего не скажу, не могу судить, а вот литературный мир описан очень узнаваемо и с должной ироничностью). Тут за такой мирок может сойти разве что Корнуолл с его местным сепаратизмом, базирующемся даже не столько на ощущении собственной местной исключительности, а на девизе «Хватит кормить Лондон!» (звучит очень знакомо - проблемы глобального мира везде одинаковы).

А так Страйк и Робин общаются с обычными английскими горожанами, кто победнее, кто побогаче, и иногда залезают на социальное дно, которое Роулинг описывает, как и в прежних романах, со всеми мрачными подробностями и очень точно переданным ощущением безнадёжности. Насколько я понимаю, тут дело не только в традиции, восходящей к Диккенсу (который на Роулинг очень сильно повлиял и продолжает влиять), но и в личном опыте, что в её произведениях вполне себе чувствуется. А вот относительно касается чернушности… мне во время моей короткого и бесславного участия в делах нашего ЖСК тоже довелось повидать изнанку жизни, не много, не так, как тем героическим людям, кто занимается социальной работой всерьёз, но мне этих впечатлений хватило выше крыши. Полагаю, если бы я описал в литературном произведении полуслепую старушку, живущую в квартире, где обои слезли со стен, сизо-чёрных от плесени, то это описание сочли бы либо сюрреализмом и гротеском, либо очернением действительности, а я этот сюр и чернуху своими глазами видел и до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю.

Подытоживая: роман хороший, читается с удовольствием, но только вот всё больше в нём чувствуется серийность, поставленная на конвейер. Понятно, что в детективном жанре ничего нового уже не придумаешь, все схемы отработаны ещё полвека тому назад, так что авторам приходится брать чем-то другим. И в данном случае наблюдать за сквозными сюжетными линиями всё ещё интересно, и неожиданные повороты всё так же работают, и литературное мастерство вполне на высоте, только вот, как мне кажется, в этой серии душевность всё больше вытесняется техничностью. Хотя такова, наверное, судьба большинства длинных книжных серий.
Tags: Книги
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments