olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Wolfwalkers

На Новый год смотрели ирландский мультфильм «Легенда о волках» (Wolfwalkers), от той же команды, что делал очень мне в своё время понравившуюся практически безупречную «Тайну Келлс». А вот новый мультфильм вызвал у меня не столь восхищённое отношение. Сюжет здесь очень стандартный, даже, я бы сказал, безнадёжно клишированный: столкновение Цивилизации (Города) и Дикости (Леса), герой из Города влюбляется в лесную принцессу, переходит на сторону Леса и сражается вместе с «дикарями» против своих бывших соплеменников. Тут, правда, вместо молодого мужчины маленькая девочка, да и лесная принцесса такого же возраста, так что романтика представлена в основном чисто детско-дружеская, а не взросло-эротическая, и вообще мультфильм по общему настроению скорее даже не подростковый, а детский.

Надо сказать, что мне сам этот сюжет о противопоставлении Города и Леса и о переходе в дикую свободную жизнь не особо-то симпатичен. Во-первых, в силу того, что я сам городской житель и не могу понять, как можно променять диван, центральное отопление и холодильник на жизнь в лесу под дождём, в холоде и постоянном поиске пищи, к тому же я слишком хорошо понимаю, что в таких условиях я бы и неделю не протянул. Во-вторых, как человек, немного читавший этнографическую литературу, я понимаю, как мало на самом деле той самой свободы в жизни так называемого варварского общества и сколько там правил, обычаев, табу, причём нигде не прописанных и даже толком не проговариваемых, а подразумеваемых, и как легко чужаку нарушить любое из этих правил и отгрести за это неизбежные последствия.

С другой стороны, в мультфильме точно и безжалостно показано, что единственное будущее, которое ожидает героиню в Городе, как у любой женщины из низшего сословия в эпоху раннего Нового времени, – примитивный, изматывающий ручной труд с детства до самой смерти. Так что лесная свобода со всеми своими недостатками для неё выглядит куда более манящей и перспективной.

Ещё меня несколько напрягло, насколько няшными и кавайными в мультфильме изображены лесные волки. Как-то это непривычно человеку, выросшему пусть и в городе, но всё же на Великой Русской Равнине, мало того, с детства воспитанного Великой Русской Литературой, в которой волки всегда – кошмар и проклятие, ночной ужас, глядящий на тебя из темноты голодным горящим взором, завывающие тени, преследующие повозку, скользящую по снегу, короче, см. картину Альфонса Мухи «Зимняя ночь». Может, конечно, в Ирландии волки какие-то другие, опять же, в мультфильме всё-таки не зима и они сытые, но всё равно каждый раз, когда героиня радостно лезла обниматься со стаей волков, а те сбивались в трогательный пушистый ком, мне становилось как-то не по себе.

Само действие мультфильм происходит в Ирландии XVII века во время покорения и усмирения её английскими войсками. Именно англичане выступают представителями цивилизации, расчищающими и уничтожающими Лес, а им противостоят сноволки, существа, которые выглядят как люди, но когда они засыпают, то из них выходит внутренняя сущность в виде живого, реального волка (у меня тут сразу возникают вопросы насчёт физиологии или там закона сохранения массы, но ладно – сказка есть сказка). Местные же ирландцы с одной стороны и волков боятся, и англичан ненавидят, так что конфликт тут получается скорее трёхсторонний, что несколько усложняет шаблонный сюжет, но не меняет существенно его структуру.

Главным злодеем мультфильма выступает Лорд-протектор, в котором вполне отчётливо просматривается Оливер Кромвель, и нарисован он тут мрачным безжалостным фанатиком, готовым на что угодно ради достижения своих целей. Образ вышел довольно карикатурный, впрочем, а как ещё ирландцы могли нарисовать Кромвеля? Он хотя бы не настаивает утреннюю овсянку на крови ирландских младенцев, и на том спасибо. Сами же английские оккупанты рисуются с явным намёком на пуритан, особенно в стиле женской одежды, а Лорд-протектор то и дело цитирует Библию, и от этого конфликт Города и Леса приобретает ещё и черты конфликта Протестантизма и Язычества, причём с явным сочувствием к последнему. При этом то обстоятельство, что сами ирландцы на тот момент уже очень давно никакие не язычники, а честные католики, как-то выпало из сюжета. Хотя, наверное, оборотни-католики смотрелись странновато.

И очень сильный момент, наверное, один из лучших в фильме – история отца главной героини, охотника на волков. Он человек добродушный, любит свою дочь, но при этом послушно и обречённо подчиняется любым приказам начальства, даже когда дочь умоляет его послушать голос своей совести и воспротивиться. А в финале, доведённый до отчаяния, он признаётся дочери, что действует так исключительно из страха, и за себя, и за неё. Очень точное наблюдение – то, как жёсткая система управления строится на страхе и как страх заставляет честных и добрых людей поступать так, как от них требует начальство. И это, пожалуй, одно из лучших киновоплощений булкгаковского «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Tags: Кино
Subscribe

  • Концерт Jesus Christ Superstar на телеканале NBC

    Вспомнил, что так и не записал свои впечатления от концертной версии рок-оперы «Jesus Christ Superstar” на телеканале NBC. Сейчас ещё раз включил, с…

  • RIP Энди Стюарт

    Увидел в фейсбуке сообщение о смерти Энди Стюарта из группы “Silly Wizard”. Хороший был музыкант. Много великих песен оставил. Вот я составил…

  • О радости

    Двое друзей в фейсбуке подключили меня к флешмобу по рассказыванию трёх радостных событий, произошедших в течение дня. Но я как-то слабо представляю,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments