Надо сказать, что мне сам этот сюжет о противопоставлении Города и Леса и о переходе в дикую свободную жизнь не особо-то симпатичен. Во-первых, в силу того, что я сам городской житель и не могу понять, как можно променять диван, центральное отопление и холодильник на жизнь в лесу под дождём, в холоде и постоянном поиске пищи, к тому же я слишком хорошо понимаю, что в таких условиях я бы и неделю не протянул. Во-вторых, как человек, немного читавший этнографическую литературу, я понимаю, как мало на самом деле той самой свободы в жизни так называемого варварского общества и сколько там правил, обычаев, табу, причём нигде не прописанных и даже толком не проговариваемых, а подразумеваемых, и как легко чужаку нарушить любое из этих правил и отгрести за это неизбежные последствия.
С другой стороны, в мультфильме точно и безжалостно показано, что единственное будущее, которое ожидает героиню в Городе, как у любой женщины из низшего сословия в эпоху раннего Нового времени, – примитивный, изматывающий ручной труд с детства до самой смерти. Так что лесная свобода со всеми своими недостатками для неё выглядит куда более манящей и перспективной.
Ещё меня несколько напрягло, насколько няшными и кавайными в мультфильме изображены лесные волки. Как-то это непривычно человеку, выросшему пусть и в городе, но всё же на Великой Русской Равнине, мало того, с детства воспитанного Великой Русской Литературой, в которой волки всегда – кошмар и проклятие, ночной ужас, глядящий на тебя из темноты голодным горящим взором, завывающие тени, преследующие повозку, скользящую по снегу, короче, см. картину Альфонса Мухи «Зимняя ночь». Может, конечно, в Ирландии волки какие-то другие, опять же, в мультфильме всё-таки не зима и они сытые, но всё равно каждый раз, когда героиня радостно лезла обниматься со стаей волков, а те сбивались в трогательный пушистый ком, мне становилось как-то не по себе.
Само действие мультфильм происходит в Ирландии XVII века во время покорения и усмирения её английскими войсками. Именно англичане выступают представителями цивилизации, расчищающими и уничтожающими Лес, а им противостоят сноволки, существа, которые выглядят как люди, но когда они засыпают, то из них выходит внутренняя сущность в виде живого, реального волка (у меня тут сразу возникают вопросы насчёт физиологии или там закона сохранения массы, но ладно – сказка есть сказка). Местные же ирландцы с одной стороны и волков боятся, и англичан ненавидят, так что конфликт тут получается скорее трёхсторонний, что несколько усложняет шаблонный сюжет, но не меняет существенно его структуру.
Главным злодеем мультфильма выступает Лорд-протектор, в котором вполне отчётливо просматривается Оливер Кромвель, и нарисован он тут мрачным безжалостным фанатиком, готовым на что угодно ради достижения своих целей. Образ вышел довольно карикатурный, впрочем, а как ещё ирландцы могли нарисовать Кромвеля? Он хотя бы не настаивает утреннюю овсянку на крови ирландских младенцев, и на том спасибо. Сами же английские оккупанты рисуются с явным намёком на пуритан, особенно в стиле женской одежды, а Лорд-протектор то и дело цитирует Библию, и от этого конфликт Города и Леса приобретает ещё и черты конфликта Протестантизма и Язычества, причём с явным сочувствием к последнему. При этом то обстоятельство, что сами ирландцы на тот момент уже очень давно никакие не язычники, а честные католики, как-то выпало из сюжета. Хотя, наверное, оборотни-католики смотрелись странновато.
И очень сильный момент, наверное, один из лучших в фильме – история отца главной героини, охотника на волков. Он человек добродушный, любит свою дочь, но при этом послушно и обречённо подчиняется любым приказам начальства, даже когда дочь умоляет его послушать голос своей совести и воспротивиться. А в финале, доведённый до отчаяния, он признаётся дочери, что действует так исключительно из страха, и за себя, и за неё. Очень точное наблюдение – то, как жёсткая система управления строится на страхе и как страх заставляет честных и добрых людей поступать так, как от них требует начальство. И это, пожалуй, одно из лучших киновоплощений булкгаковского «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».