olnigami

olnigami 5 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Девятомайское

Супруга рассказывает: в прошедшую пятницу перед праздниками она предложила детям слепить что-нибудь подходящее к дате. Дети заныли, что им ещё по школе вся эта тема с Днём Победы дико надоела, но ладно так уж и быть, слепят. Для раскачки супруга поинтересовалась у аудитории, какое оружие и снаряжение могло быть у солдат во время Великой Отечественной войны.

- Щит и меч! – уверенно хором ответили дети.
- Эм… а ещё?
- Ну… граната… наверное…, - неуверенно сказала одна девочка.

Супруга решила дальше эту тему не развивать, а то уж больно странная картина выходила и задать наипростейший вопрос, ответ на которой ей казался очевидным:
- А с кем мы воевали в этой войне?
Тут мнения внезапно разделились. Большинство детей честно ответили: «не знаю». Несколько уверенно, без колебаний заявили: «с американцами». И только один ребёнок робко предположил: «кажется, с немцами». На этом моменте супруга сдалась, и перешла к лепке солдатика в форме по образцу, который она заранее сделала.

Дети, несмотря на предыдущее ворчание, лепили с энтузиазмом. А один мальчик слепил сначала солдатика, а потом ещё оторванную ногу, в сапоге и лохмотьях, очень натуралистичную. На вопрос: «Зачем?» мрачно ответил «Но ведь так было!».
Да, дети не такие уж и маленькие, четвертый-пятый класс.

Я, услышав эту историю, подумал, что это в общем-то логично. Сейчас школьники слышат о Великой Отечественной войне два раза в год, 9 мая (сверхактивно, что называется, из каждого утюга) и 22 июня (в гораздо меньшей степени), причем даже не то что просто слышат, на них прям-таки внезапно накидываются взрослые, требуют делать открытки и поделки, тащат на акции, переодевают в военную форму, заставляют учить военные стихи, а на следующий день раз – и всё закончилось, как оборвалось, и до следующего года тема войны исчезает начисто. Неудивительно, что представления у детей довольно спутанные. В советские-то времена (я хоть и смутно, но помню) память о той войне витала в атмосфере общества. Фильмы, книги, встречи с ветеранами, экскурсии… да что там говорить, у нас в школе свой небольшой музей боевой славы был, а потом незаметно исчез, где-то на сломе эпох; примерно тогда же по моим ощущениям начала истончаться и та атмосфера всепроникающей памяти о войне.

Опять же, понятно, что любое историческое событие, даже самой огромной значимости, по истечении нескольких десятилетий начинает неуклонно проваливаться в некое общеисторическое мифологическое пространство, где Наполеон и Александр Македонский ходят под ручку с тираннозавром. И этот процесс необратим. Кстати, мне кажется, что и та надрывность, которая сопровождает отмечание Дня Победы в последние годы, связана в том числе и с пониманием того, что нынешние 30-40-летние – последнее поколение, для которого эта дата носит личный характер, для кого за этим праздником стоят живые люди, которых они помнят, рассказы которых слушали в детстве (я и сам имел глупость однажды спросить деда о его военных воспоминаниях, но он мне так ответил, что я больше никогда не спрашивал) или слышали о них от родителей. А сейчас эта часть ушла практически полностью, осталась система ритуалов, хорошо организованных, важных, выполняемых вполне искренне, но всё же ритуалов.

И про тех детей – как бы они сейчас ни ворчали по поводу того, что взрослые заставляют их заниматься какой-то непонятной, неинтересной и нудной ерундой, всё равно они вырастут с привычкой отмечать эту дату, тем более что порядок отмечания уже сформировался, а однажды закрепившаяся традиция может потом существовать столетиями, и передадут эту привычку своим детям, хотя и со всё более смутным пониманием сути отмечаемых исторических событий. Впрочем, полагаю, уж запомнить и затвердить какие-то основные факты, с кем воевали, когда и при каких обстоятельствах, они всё-таки смогут. Хотя, вполне возможно, будет примерно так же как с Пасхой. Вот есть у нас день, когда мы красим яйца и едим куличи, а вот есть день, когда мы смотрим парад на Красной площади и сами ходим по улице в военной форме середины двадцатого века.

Тем более, что как-то так исторически сложилось, что в современной России осталось всего два общенародных праздника – Новый год и Девятое мая. С другой стороны, большой вопрос, насколько в нынешнем обществе возможно существование праздников для всех. Когда нет ни единой идеологии, ни единой религии, ни хотя бы единой трактовки истории страны, в таких условиях скорее стоит ожидать, что отдельные сообщества будет отмечать свои собственные праздники, а все вместе отмечать только Новый год, потому что никуда от циклического движения времени не денешься, и оно действительно затрагивает всех. Но вот 9 мая всё-таки сохранило своё значение, и, думаю, дальше будет сохранять. Хотя, конечно, интересно, как его будут отмечать лет через тридцать те самые дети, которые сейчас не могут даже сказать, с кем тогда воевали их прадеды.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес 

При отправке формы будет произведена невидимая проверка reCAPTCHA.
Вам необходимо соблюдать Политику конфиденциальности и Условия использования Google
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →