?

Log in

No account? Create an account
Рецензия на фильм "Мюнхен" - Флегматичный циник — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Рецензия на фильм "Мюнхен" [Aug. 31st, 2006|12:26 am]
olnigami
[Tags|]

Фильм “Мюнхен” рассказывает об операции израильских спецслужб по уничтожению организаторов теракта во время Мюнхенской олимпиады. Тогда, напомню, несколько арабов из группы “Черный сентябрь” захватили в заложники израильских спортсменов и попытались вместе с ними вылететь из Германии. Операция немцев по освобождению заложников окончилась неудачей: все заложники были убиты в ходе штурма. Израиль в качестве ответного шага объявил охоту на людей, тем или иным образом участвовавших в работе “Черного сентября” и причастных к мюнхенскому теракту. Большинство из намеченных к уничтожению жертв проживало в Европе, поэтому Израиль был вынужден посылать агентов на эту операцию без какого-либо юридического прикрытия, как на вражескую территорию.
О подробностях данной операции известно не слишком много, поэтому то, что Спилберг показывает в фильме, можно считать скорее авторской интерпретацией событий, нежели опытом исторического расследования. Похоже, Спилберга с самого начала интересовало в этой история вовсе не “реалистичность”, а поведение обычных рядовых граждан, которые по приказу Родины стали палачами. Участники группы по уничтожению террористов в трактовке Спилберга - не спецназовцы и не профессиональные агенты спецслужб; их выбирают не за умение хорошо стрелять или разбивать ударом кулака толстенную доску, для них гораздо важнее знание европейских языков и опыт жизни на Западе. Правда, один специалист-подрывник в команде все же присутствует, но он все время жутко нервничает, то и дело ошибается (то много, то мало взрывчатки положит), да и вообще в конце концов признается, что по профессии и по призванию он вовсе не минер, а наоборот – сапер, и ставить мины для него – просто нож острый. Остальные члены команды тоже не испытывают от убийств, пусть даже и для блага Родины, никакого удовольствия, и постоянно рассуждают друг с другом на тему того, что, с одной стороны, насилие лишь порождает ответное насилие, на место одного убитого араба встает другой, еще хуже, на месте одной разгромленной террористической организации немедленно возникает новая, а порой даже и не одна, и смысла в этом бесконечном взаимном убийстве нет никакого, а, с другой стороны, если не отвечать жестоко на теракты, то арабы будут лишь еще больше усиливать свой натиск, убивать еще больше евреев, взрывать еще больше самолетов. Герои фильма слишком много говорят и слишком много думают, наверное, поэтому каждая их операция проходит не совсем по плану, а то и совсем не по плану. Им все время мешают обычные, вполне жизненные обстоятельства: то они слишком долго колеблются прежде чем выстрелить в жертву, то взрывник ошибется, то какие-то подвыпившие граждане на улице мешают учинить убийство. Но команда по уничтожению упорно преодолевает все трудности и случайности, стремясь к выполнению своей цели; порой это даже чем-то напоминает героический производственный роман: “все обстоятельства против нас, но мы выполним задание партии и правительства!!”. Спилберг превратил своих героев из бесстрашных джеймс бондов в людей, которые делают свою работу наперекор всему, даже наперекор собственному отвращению по отношению к этой работе. Надо сказать, что такое изображение главных героев придает картине немало реализма, потому как любой зритель зрелого возраста может вспомнить, как ему приходилось делать что-нибудь такое, что он совершенно не хотел делать, но что сделать было надо.
Если же говорить о представителях противоположной стороны, то они выглядят отнюдь не карикатурными усатыми террористами а-ля Саддам Хусейн, а вполне живыми людьми, у которых отняли землю, которую они считают своей и которые готовы теперь мстить любыми способами. Иными словами, арабы точно так же как и их противники считают, что их деятельность, это то, чем надо заниматься, невзирая ни на что. В спилберговской трактовке арбо-израильский конфликт – это не геополитическое и не стратегическое противостояние, это – вполне конкретные люди, которые считают, что их сторона права, а потому имеет право прибегать к каким угодно средствам, чтобы уничтожить врага. То есть это конфликт двух истин, а потому единственный способ его разрешения – это полное уничтожение одной из сторон. Спилберг не видит никакой возможности для компромисса, никакой возможности для примирения, и еще – Спилберг не хочет поддерживать ни одну из сторон конфликта. Он – сторонний наблюдатель, поражающийся тому, как во второй половине 20-го века, в то время, которое должно было стать торжеством разума, гуманизма и общечеловеческих ценностей, две нации с лютой жестокостью предаются взаимоистреблению, как люди в этой войне теряют человеческий облик и все больше становятся похожи на своих противников.
Спилбергу в этом фильме удалось очень точно отразить главный парадокс существования Израиля. Страна, живущая по современным европейским нормам, вынуждена вести со своими соседями войну по правилам доиндустриального общества – с убийствами в ответ на убийства, с бомбардировками лагерей беженцев и мирных поселений, с отстраиванием “великой еврейской стены”. Причем это трагическое противоречие было заложено еще в самом начале, когда Израиль только организовывался, когда жителей Палестины сгоняли с земель, на которых они жили сотни лет (об этом, кстати, вспоминает один из участников группы во время очередного спора), и это противоречие преследует Израиль все время его существования. И, опять же, Спилберг лишь констатирует существование этого противоречия, но не предлагает никаких мер по его преодолению, хотя, с другой стороны, а что тут можно предложить?
Что касается технической стороны фильма, то сделан он очень качественно, тщательно стилизован под 70-е годы, как в декорациях, так и в манере съемки. Спилберг очень грамотно нагоняет саспенс, реалистично снимает сцены боев – как только начинается перестрелка, то совершенно невозможно понять, кто в кого стреляет, где друзья, а где враги (это, я так понимаю, тоже черта в портрете “единства и борьбы противоположностей”). Все-таки великий режиссер всегда остается великим, даже если работает в не слишком привычном для себя жанре. Тяжело рассказывать о давней войне, в которой обе стороны проявили себя не с лучшей стороны, практически невозможно вывести какую-либо мораль из такой истории, да и к пафосу тут прибегать не имеет смысла. Но мне все же кажется, что Спилберг с поставленной задачей справился.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ninaofterdingen
2007-09-13 07:21 am (UTC)
Интересно. Буду иметь в виду, хотя до сего дня даже названия не слышала.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2007-09-13 08:13 pm (UTC)
Да, фильм как-то промелькнул и забылся. Хотя сейчас так с болшинством фильмов происходит. Слишком уж их много стало.
(Reply) (Parent) (Thread)