?

Log in

No account? Create an account
Порок на экспорт (Eastern Promises) реж.Д. Кроненберг - Флегматичный циник — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Порок на экспорт (Eastern Promises) реж.Д. Кроненберг [Jan. 2nd, 2008|12:12 am]
olnigami
[Tags|]

В новогоднюю ночь посмотрел замечательный рождественский фильм режиссера Д. Кроненберга «Eastern Promises» («Восточные обещания», в отечественном кинопрокате - «Порок на экспорт»), делюсь некоторыми впечатлениями и соображениями относительно фильма.

1. Сюжет.

В одной из лондонских клиник 14-летняя эмигрантка из бывшего СССР рожает девочку и при родах умирает. Акушерка Анна, принимавшая роды, хочет найти отца ребенка или родственников умершей девушки. Единственная зацепка, которая есть у Анны – дневник, вытащенный из сумочки покойной, но так как сама Анна русским языком не владеет (она эмигрантка во втором поколении, вполне уже ассимилировавшаяся), ей нужно найти человека, который смог бы прочесть записи. Родной дядя Анны после чтения дневника не хочет ей ничего говорить, лишь намекает, что там содержится много такого, о чем лучше не знать. Но Анну уже невозможно остановить. Листая дневник, она нашла вложенную меж страниц рекламу русского ресторана и отправляется туда, чтобы разузнать побольше об умершей девушке, а если это не получится - найти человека, который переведет ей записи из дневника. Она и не подозревает, что владелец ресторана – один из лидеров русской мафии в Лондоне, и что он имеет самое непосредственное отношение к тому, что описано в дневнике.

2. Импорт-экспорт

Название картины - «Восточные обещания» несет в себе двойной смысл. Во-первых, это намек на те иллюзии, которые испытывало западное либеральное общество в отношении соцстран Восточный Европы и СССР. В конце 80-х казалось, что стоит только рухнуть «железному занавесу», восточные европейцы и русские тут же вольются в дружную семью цивилизованных народов, построят у себя замечательную экономику, ни в чем не уступающую западной и будут наслаждаться всеми благами капиталистического хозяйства в своих родных странах. В те годы никто не ожидал, что сразу же за крушением «железного занавеса» толпы эмигрантов устремятся в Западную Европу в поисках лучшей доли, причем это уже будут не привычные политические эмигранты, а разношерстная толпа, среди которой будет немало и криминальных элементов. Точно так же никто не мог ожидать, что эмигрантов окажется настолько много, что они создадут свою общину, живущую по своим внутренним законам, и что на этой почве, как это обычно и бывает, обильно расцвет этническая преступность. Проще говоря, Западная Европа ожидала увидеть в Восточной Европе и России «нормальных европейцев», а получила что-то вроде новых сицилийцев или китайцев.
Этот мотив двойственности, оборотничества новых эмигрантов нашел исчерпывающее выражение в сюжете ленты. Главная героиня знакомится с тремя русскими мафиози, и каждый из них – не тот, за кого себя выдает. Мир, в котором живут новые знакомые Анны, полностью отличается от того, к которому она привыкла. В нем другие законы, другие ценности, другие мотивы поведения, и для этого мира она всегда будет чужой (кстати, именно поэтому мафиози столь подчеркнуто осторожны с Анной; если бы она была одной из них, одной из «новых эмигранток» ее бы сразу убили, но она – чужая, потому ее и не трогают).
Второй смысл названия, по всей видимости, относится к тому, что разочарование Европы и России было обоюдным. По эту сторону «железного занавеса» казалось, да, похоже, многим и до сих пор кажется, что на Западе жизнь беззаботная и счастливая как в сказочном тридевятом королевстве. И каково же было разочарование, когда оказалось, что жизнь там не такая уж беззаботная, и с распростертыми объятиями там никто не ждет. Особенно это касается молдавских, украинских и русских девушек, которых на Западе ждал не принц на белом коне, а сутенер. Страницы из дневника умершей девушки, ее простой и наивный рассказ о том, с какой радостью она согласилась отправиться в страну мечты и что с ней стало потом, когда мечта обернулась кошмаром – это обычная история, страшная именно своей обыденностью и неизбежностью.
Обещания... восточные обещания... так никогда и не осуществившиеся. Ни для Запада, ни для Востока.

3. Рождественская сказка.

Странно, но почему-то ни в одной из прочитанных мной рецензий не упоминалось о том, что «Eastern Promises» - это самая настоящая рождественская сказка, пусть и с криминальным оттенком. Не только потому, что все действие фильма укладывается в срок между Рождеством и Новым годом, но скорее потому, что главным двигателем сюжета оказывается новорожденный младенец. его появление на свет ломает привычный ход вещей - для акушерки Анны, для ее родственников, для русских бандитов.
Фирменный стиль Кроненберга – он всегда четко держится канонов того жанра, в котором снимает. Поэтому и этот фильм, как и положено хорошей сказке, начинается утратой (смертью матери девочки),а заканчивается обретением. У всех, кто оказался вовлечен в эту сказочную историю, произойдут кардинальные перемены в жизни. Кажущийся чересчур мелодраматичным финал тоже предопределен спецификой жанра, так же как и многие сюжетные натяжки – да, это сказка, и в ней должны быть неправдоподобные совпадения, чудесное спасение, сражение с чудовищами и счастливый финал.

4. Выбор.

Еще одна немаловажная тема фильма - «мир, в котором мы живем, и выбор, который мы делаем». Тот мир, в который погружается Анна – это жестокий, убийственный мир. Мир наркоторговцев, сутенеров, лицемеров и убийц. Казалось бы, в нем не может быть ничего светлого, и все, кто живут в этом мире, обречены творить только зло и ничего кроме зла. Но у Кроненберга в фильме четко и назойливо проводится мысль (и это на самом деле довольно жестокая мысль), что у человека всегда, даже в таких условиях, сохраняется выбор между добром и злом. Нет предела человеческому падению, и сегодня можно поступить еще хуже, чем вчера, но точно так же нет и предела для человеческого восхождения. Дело не в том, лучше ты или хуже, или в каких условиях ты живешь, а в том, как ты поступил в данном, конкретном случае, хорошо или плохо. Да, конечно, этот режиссерский взгляд по нынешним временам выглядит примитивным морализаторством, но вот именно так Кроненберг выстраивает правила своего экранного мира. Он не губит никого из своих персонажей, он ставит их в очень тяжелые условия и дает им выбор - возможность стать лучше или оставить все как есть. Кто-то использует этот шанс и получает награду, а кто-то не желает меняться, и из всех возможных вариантов действия выбирает самый порочный, за что и получает закономерное наказание.

5. Художественное воплощение.

Осталось сказать немного о художественных достоинствах ленты. Да, Кроненберг как всегда показал себя талантливым режиссером. Он четко знает, что хочет снять, и в состоянии добиться того, чтобы съемочная группа выполнила свою работу безупречно. И, конечно, стоит выделить дуэт Кроненберга и Мортенсена, не менее удачный, чем в предыдущей их совместной работе - «History of Violence». Похоже, Кроненберг нашел своего ведущего актера, первую скрипку в оркестре, так что стоит ожидать от их творческого союза новых, еще лучших достижений.

Заодно запостил и в ру_кино - http://community.livejournal.com/ru_kino/4854842.html
linkReply

Comments:
[User Picture]From: yamory
2008-01-07 09:07 am (UTC)
Классный отчет. Молодец.
А фильм этот я давно хотела посомтреть.
Но как то все не получалось.
Теперь обязательно посмотрю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: primecrime
2008-03-01 03:14 pm (UTC)

Реальные прототипы героев фильма "Порок на экспорт" (East

Фото настоящих воров в законе на http://www.primecrime.ru/foto/. Более 1000 уникальных фотопортретов. Самая обширная галерея в Интернете, постоянное обновление
(Reply) (Thread)