?

Log in

No account? Create an account
Mervent и Telenn Gwad в клубе "Высоцкий" - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Mervent и Telenn Gwad в клубе "Высоцкий" [Mar. 20th, 2008|12:39 am]
olnigami
[Tags|]

В прошлое воскресенье в Москве началось празднование дня святого Патрика. Отечественные ирландцы празднуют этот день основательно, как и полагается, то есть гуляют всю неделю. На традиционный парад в честь святого Патрика у меня пойти опять не получилось (уже в который раз...), тем не менее отметить это события как-то хотелось, вот я и решил подыскать какой-нибудь хороший фолковый концерт. И тут как раз оказалось, что в этот вечер в клубе «Высоцкий» играют Telenn Gwad и Mervent . Группу Mervent мне уже доводилось слышать и в живую, и на записях, а Telenn Gwad я до этого видел только на афишах, и давно хотел послушать их вживую.
Полноценным концертом прошедшее выступление назвать трудно. Все же клуб «Высоцкий» мало подходит для серьезных фолковых мероприятий. Под концерт был отведён маленький зальчик с шестью столиками и весьма скромным пространством перед сценой для танцев. В зале, по моим прикидкам, вряд ли поместится больше ста человек, то есть, я имею в виду, если стоять свободно, не создавая толпы и толкучки. В этот раз зрителей было как раз сотня, а может даже и меньше. По всей видимости, большинство московских фолкеров знают о малой вместимости этой площадки, вот и не приходят сюда. Но все же в скромном помещении и относительной немноголюдности есть свой шарм. Создаётся атмосфера тусовки, этакого дружеского междусобойчика. Впрочем, на меня, как человека не принадлежащего к этой тусовке и никого в ней не знающего, такая атмосфера действует скорее угнетающе и заставляет чувствовать себя еще более одиноким, чем обычно, так что от зала я никакого удовольствия не получил.
Помимо музыкантов в тот вечер выступала еще театр-студия Persona Viva. В начале концерта они для разогрева показали танцевальную пантомиму, изображающую, как бретонские рыбаки и их жены веселятся на берегу, потом рыбаки уходят в море, тонут в нем, а их жены рыдают и тоскуют. Танцевали актёры в бретонском стиле, несколько раз показали самый мощный элемент бретонского танца: танцор опирается всем телом на партнершу, подпрыгивает боком и в воздухе «ножку ножкой бьёт»; партнерша в это время напряженноо улыбается и старается не завалиться на бок. Вот, примерно, как в этом видео с концерта группы Tri Yann: http://youtube.com/watch?v=m5hBpFaVroI
Этот танцевальный элемент, по всей видимости, показывает, какого мнения придерживались древние бретонцы о распределении ролей в семье, ну и заодно заставляет восхищаться суровостью бретонских женщин, куда до них челябинским сталеварам... А может, это таким образом в те суровые времена проверялось готовность девушки к семейной жизни? Типа, если сумела выдержать вес партнёра и сохранить на лице улыбку, значит, можно замуж отдавать...
Еще два выступления Persona Viva были посвящены виновнику торжества – св. Патрику и представляли собой постановку двух событий из его жизни. Первым показали эпизод, когда св. Патрик так вдохновлял ирландцев, что они после крещения до глубины сердец проникались святостью и тут же умирали, уходя безгрешными к престолу благодати. Идея вполне понятная, хотя и выраженная, как это частенько бывает в народных сказаниях, с изрядным преувеличением. Я тоже не раз думал о том, как хорошо было бы для меня, если бы я умер сразу после своего крещения, потому что в те дни я был куда ближе к Богу, чем когда-либо после этого...
Во втором представлении святой Патрик боролся с нечистью. Я не очень понял, кто какую нечисть представлял, узнал только изгнание беса из бесноватого. а что до остальных, то в пантомиме имелись: горбатый мужичок с трубкой в зубах (леприкон? гоблин?), девушка в белом (баньши?), еще одна девушка с жутким гримом на лице (ведьма?) и парень в зеленом плаще и сомбреро (змей?). Вся эта орава наседала на Патрика и явно собиралась сделать с ним что-то нехорошее. Но Патрик держался молодцом. Образ Патрика воплощал очень характерный актёр. Худой, нет, даже не худой, а истощенный, скрюченный, при этом очень энергичный и подвижный. С длинными прямыми волосами, бородой, в рясе, препоясанной веревкой. Ну просто натуральный святой Патрик. Единственное, что несколько портило образ, так это кривой посох в его руках и навершие на посохе в виде кельтского креста из зеленого пластика. Этим самым крестом Патрик тыкал в напирающую нечисть, а та в ужасе отпрыгивала... Её можно понять. Этот крест... зеленый, пластиковый... такое разве только в кошмарном сне увидишь. В конце концов Патрик добился своего. Нечисть уныло построилась в шеренгу по одному и удалилась по проходу. Для полноты картины им бы еще стоило руки заложить за спины, а Патрику взять посох наперевес, как винтовку... Впрочем, это уже было бы гнусным постмодернистским глумлением, а оно нонче не в моде.
Ну вот, собственно, и всё про театр, перейдём к музыке. Итак, первыми на сцену вышла группа Telenn Gwad в составе двух человек – виолончелиста и гитариста. Инструментальные композиции они играли хорошо, ничего не могу сказать, но на мой простонародный вкус как-то тоскливо и очень уж долго. И потом, каким бы мастером не был виолончелист, играть Вивальди в раскладке на два инструмента – это как-то уж чересчур. Зато гитарист спел несколько романсов на английском, и это было весьма и весьма впечатляюще. Сразу стало понятно, за что эту группу так уважают в народе.
После Telenn Gwad выступали Mervent. Вот это было уже ни капельки не тоскливо, а очень даже весело. Я как всегда удивлялся тому, как же могут люди играть в таком бешеном ритме и не сбиваться. Есть в этом какое-то загадочное колдунство. А уж когда несколько человек так играют, да еще и ухитряются держаться в одном ритме, это уже высший колдунский пилотаж. Несколько песен вместе с группой душевно исполнила Юлия Зенкевич. Впечатляюще, весьма.
В перерыве между песнями скрипач группы Игорь Бурмистров поделился с публикой Главной Тайной Народной Музыки. Оказывается, развеселые ирландские джиги играются не на праздниках, как мы привычно думаем, а вовсе даже на поминках. Вот так вот. А я и не знал, и не замечал. И только впервые на этом концерте попробовал послушать джигу именно как что-то грустное... и так проникся, что едва не заплакал. Мы-то привыкли, что если траурное музыка, то обязательно что-то торжественное и медленное, а тут наоборот – быстрое и легкое, и при этом в глубине, если вслушаться, очень печальная. А ведь если подумать, то это ведь не только к ирландской музыке относится. В русских народных песнях тоже ведь, какими бы веселыми они не были, то и дело прорезается тоскливое завывание.
Впрочем, это неудивительно, учитывая, что эта музыка родилась в той среде, где не было принято разделять творчество на жанры, где грустное легко мешалось с веселым, а высокое с низким. Да и отношение к смерти в те времена было несколько иным. Каждый человек в течении своей земной жизни несколько раз символически умирал и возрождался, так что физическая смерть воспринималась как всего лишь еще одно звено в цепи преображений. Потому и народные свадебные песни звучат тоскливо, и невесту одевают в белое, цвет смерти... А сейчас придумали на свадьбу всяческую веселуху ставить, хотя по идее непревзойденным продолжателем традиции мрачно-любовных свадебных песен в наши дни стал Леонард Коэн с его «Burning Violin».
Так что концертом я остался доволен. И музыку послушал, и поразмышлял – получил двойную пользу, можно сказать. Единственное от чего остались неприятные воспоминания, так это от слишком маленького зала. А, ну да, еще этот зеленый кельтский крест на посохе святого Патрика... Этакую прелесть и захочешь – не забудешь.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-03-20 08:36 am (UTC)
Ты же говорил, двадцатого тлько идёшь на концерт? А двадцатого уже и отчёт готов. Впрочем, мне жаловаться не на что, отлично, как всегда.
Пантомима о бретонских рыбаках напоминает знаменитую песенку Маргадона и Жакоба: "...она сняла с себя последние одежды и тоже бросилась в бурное море. Сия пучина поглотила ея в один момент."
Что касается трагических ирландских песен, я же говорила тебе про Step it out, Mary. Зажигательнейшая вещь, очень меня веселила, пока я не нашла слова:
In the village of Kildory
There's a maiden young an fair
Her eyes they shone like diamonds
She had long and golden hair
When the country-man came riding
He came to the farmers gate
Riding on a milk-White stallion
He came at the stroke of eight

Step it out Mary my fine daughter
Step it out Mary if you can
Step it out Mary my fine daughter
Show your leg to the country man

I have come to court your daughter
Mary of the golden hair
I have wealth and I have money
I have goods beyond compare
I will buy her silk and satins
and a gold ring for her hand
I will build for her a mansion
She'll have servants to Command

Step it out Mary my fine daughter...

But kind Sir I love a soldier
I have pledged to him my hand
I don't want your house nor money
I don' want your goods nor Land
Mary's father spoke of sharply
You will do as you are told
You'll be married on this Sunday
You will wear the ring of gold

Step it out Mary my fine daughter...

In the village of Kildory
There's a Deep stream running by
They found Mary there at midnight
She drowned with her soldier boy
In the cottage there is music
You can hear her father say
Step it out Mary my fine daughter
Sunday is your wedding day

Step it out Mary my fine daughter...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-03-20 10:03 pm (UTC)
Двадцатого - другой концерт. Отчет о нем будет позже, надеюсь.
А песня вполне в народном духе. Весело о грустном.
(Reply) (Parent) (Thread)