?

Log in

No account? Create an account
Петербург. Впечатления. Ч. 2 - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Петербург. Впечатления. Ч. 2 [May. 24th, 2008|12:27 am]
olnigami
[Tags|]

Культ Победы

Я раньше, до поездки в Питер, думал, что стремление сделать из Победы над внешним врагом символ объединения и величия страны – явление исключительно советской и постсоветской идеологии. Оказалось – ничего подобного. Победа была точно такой же частью российской культуры и в имперское время. Практически все памятники Петербурга несут на себе какое-то упоминание о Победе. Памятники петровской эпохи напоминают о победе над Швецией, екатерининской – о разгроме Турции и особенно о Чисменском сражении, эпоха Александра I – ну, думаю, и так понятно. Для всех этих царствований Победа была самым главным событием и чуть ли не главным смыслом правления. Похоже, каждая Победа в России становилась поводом для всплеска национальной гордости, который продолжался до следующий войны и следующей Победы, которая отодвигала предыдущую в тень, и так потихоньку создавалась плеяда Побед и ковалась идея о том, что вся история России есть шествие от одной Победы к другой.
Я, признаться, никогда не понимал, как можно праздновать победу в войне. По-моему, в такой день минута молчания куда уместнее, чем многочасовой военный парад, не говоря уж о массовых народных гуляниях. А уж как можно победу в войне класть в основу объединительной национальной идеи, для меня и вовсе за пределами понимания. Но, тем не менее, как я увидел в Питере, для России это уже можно сказать архетип, существующий как минимум 300 лет, так что тут ничего не поделаешь.
Но все же – когда стоишь на Марсовом поле или возле «Самсона, разрывающего пасть льва» в Петергофе, рассуждения отечественных патриотов о якобы некоем особом миролюбии, присущем русскому характеру, кажутся особенно смешными. Нормальная имперская нация - воинственная, жестокая к врагам, жадная, упорная, хитроумная, лицемерная. Такая же, как все прочие имперские нации.

Древнее и новое

В центре города большинство зданий очень старые. Начала века, как минимум, а то и старше. И тем не менее, люди там живут, магазины работают, офисы, кафешки, и как-то пытаются вписаться в обстановку... Неоновые вывески между барельефов, «Музей становления демократия в России имени А. Собчака» в здании с атлантами на фронтоне, многочисленные суши-бары и китайские рестораны в домах, построенных в начале 20 века. От этого смешения эпох становится как-то не по себе... И смешно, и грустно. Новой жизни тесно в старой клетке, но разрушать её никому не хочется. Неизвестно ведь, что из этого нового выйдет, особенно когда есть перед глазами пример Москвы, изуродовавшей свой исторический центр. Да и просто – жалко. Жалко тех домов, которые помнять Пушкина и Достоевского, жалко нагромождения форм и цветов вдоль набережных Невы (дико смотрится, конечно, это мельтешение... дико, но как-то по-своему симпатично...), жалко дворы-колодцы... и ещё жальче людей, которые в такой обстановке живут... И вот пойди скажи, что лучше – держаться за прошлое и терпеть ради этого рушащиеся потолки и текущие трубы, или снести это всё, порвать с прошлым, ну или с большей его частью (Эрмитаж или Мариинский театр, надеюсь, никто сносить не собирается). И висит над городом нерешительность: разрушать старое не хочется, а жить в нём уже невозможно.

Станция «Маяковская»

Я видел в основном центральные станции метро, и как-то не произвели они на меня впечатления. За исключением «Маяковской». Да, станция московского метрополитена с тем же названием больше, пафоснее и красивее, только вот пойди пойми какое отношение она имеет к великому поэту. А вот в питерском метро такого вопроса не возникает. Стены на «Маяковской» расположены уступчиками, напоминая знаменитую «лесенку», и украшены кроваво-красной мозаикой (довольно грубо составленной, впрочем, и Маяковский изяществом строк не отличался). Для полноты картины стоит добавить, что эта станция расположена на той линии, где места посадки оборудованы железными дверями во избежание затопления, и я, когда входил на станцию, сразу же вспоминал старый «добрый» DOOM, и живо представлял себе, как сейчас эти двери распахнутся и оттуда хлынут демоны, стреляя огненными шарами... а у меня ни дробовика, ни бензопилы с собой нет!!!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ninaofterdingen
2008-05-24 08:01 am (UTC)
Как ты меня огорчаешь такими рассуждениями. Ну, ты знаешь.
(Reply) (Thread)