olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Петербург. Впечатления. Ч. 2

Культ Победы

Я раньше, до поездки в Питер, думал, что стремление сделать из Победы над внешним врагом символ объединения и величия страны – явление исключительно советской и постсоветской идеологии. Оказалось – ничего подобного. Победа была точно такой же частью российской культуры и в имперское время. Практически все памятники Петербурга несут на себе какое-то упоминание о Победе. Памятники петровской эпохи напоминают о победе над Швецией, екатерининской – о разгроме Турции и особенно о Чисменском сражении, эпоха Александра I – ну, думаю, и так понятно. Для всех этих царствований Победа была самым главным событием и чуть ли не главным смыслом правления. Похоже, каждая Победа в России становилась поводом для всплеска национальной гордости, который продолжался до следующий войны и следующей Победы, которая отодвигала предыдущую в тень, и так потихоньку создавалась плеяда Побед и ковалась идея о том, что вся история России есть шествие от одной Победы к другой.
Я, признаться, никогда не понимал, как можно праздновать победу в войне. По-моему, в такой день минута молчания куда уместнее, чем многочасовой военный парад, не говоря уж о массовых народных гуляниях. А уж как можно победу в войне класть в основу объединительной национальной идеи, для меня и вовсе за пределами понимания. Но, тем не менее, как я увидел в Питере, для России это уже можно сказать архетип, существующий как минимум 300 лет, так что тут ничего не поделаешь.
Но все же – когда стоишь на Марсовом поле или возле «Самсона, разрывающего пасть льва» в Петергофе, рассуждения отечественных патриотов о якобы некоем особом миролюбии, присущем русскому характеру, кажутся особенно смешными. Нормальная имперская нация - воинственная, жестокая к врагам, жадная, упорная, хитроумная, лицемерная. Такая же, как все прочие имперские нации.

Древнее и новое

В центре города большинство зданий очень старые. Начала века, как минимум, а то и старше. И тем не менее, люди там живут, магазины работают, офисы, кафешки, и как-то пытаются вписаться в обстановку... Неоновые вывески между барельефов, «Музей становления демократия в России имени А. Собчака» в здании с атлантами на фронтоне, многочисленные суши-бары и китайские рестораны в домах, построенных в начале 20 века. От этого смешения эпох становится как-то не по себе... И смешно, и грустно. Новой жизни тесно в старой клетке, но разрушать её никому не хочется. Неизвестно ведь, что из этого нового выйдет, особенно когда есть перед глазами пример Москвы, изуродовавшей свой исторический центр. Да и просто – жалко. Жалко тех домов, которые помнять Пушкина и Достоевского, жалко нагромождения форм и цветов вдоль набережных Невы (дико смотрится, конечно, это мельтешение... дико, но как-то по-своему симпатично...), жалко дворы-колодцы... и ещё жальче людей, которые в такой обстановке живут... И вот пойди скажи, что лучше – держаться за прошлое и терпеть ради этого рушащиеся потолки и текущие трубы, или снести это всё, порвать с прошлым, ну или с большей его частью (Эрмитаж или Мариинский театр, надеюсь, никто сносить не собирается). И висит над городом нерешительность: разрушать старое не хочется, а жить в нём уже невозможно.

Станция «Маяковская»

Я видел в основном центральные станции метро, и как-то не произвели они на меня впечатления. За исключением «Маяковской». Да, станция московского метрополитена с тем же названием больше, пафоснее и красивее, только вот пойди пойми какое отношение она имеет к великому поэту. А вот в питерском метро такого вопроса не возникает. Стены на «Маяковской» расположены уступчиками, напоминая знаменитую «лесенку», и украшены кроваво-красной мозаикой (довольно грубо составленной, впрочем, и Маяковский изяществом строк не отличался). Для полноты картины стоит добавить, что эта станция расположена на той линии, где места посадки оборудованы железными дверями во избежание затопления, и я, когда входил на станцию, сразу же вспоминал старый «добрый» DOOM, и живо представлял себе, как сейчас эти двери распахнутся и оттуда хлынут демоны, стреляя огненными шарами... а у меня ни дробовика, ни бензопилы с собой нет!!!
Tags: Заметки
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Евровидение и вышиванки

    Судя по моей фейсбучной ленте, на прошедшей неделе как обычно в это время года пробудились эксперты по Евровидению, а к ним ещё и подтянулись…

  • Сериал «Стар Трек», древние сезоны, часть 2

    Так получилось, что сериал я посмотрел после того как прочитал «Краснорубашечника» Скальци… замечу в сторону: бывает, что со временем пародия или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment