olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

О Кальвине

ninaofterdingen задала вопрос, как я отношусь к Кальвину и его учению. Вопрос был задан в чужом журнале, и ответ я перенёс сюда, чтобы не оффтопить.

Итак, вопрос:
Ты знаешь, я тебя именно поэтому о Кальвине давеча спрашивала (и жду, не думай, я не забыла). Я к этому вопросу с другой стороны пришла, с богословской, если можно так сказать, от Честертона. Всепобеждающее влияние наследственности - античное представление, дохристианское. Пусть Ромула и Рема растит хоть волчица, хоть проститука - они вырастут царями, и ничего тут не поделаешь, только укол в ветеринарке. Тут обратный случай, а суть та же - изменение невозможно. Потому мне и интересно, как в кальвинизме сочетается вот эта невозможность изменения с христианством. Из моего далёка это видится неким оксюмороном.

Что ж, пойдём по порядку. Для понимания богословия Кальвина надо постоянно помнить, что отправная точка, от которой Кальвин строит свои рассуждения – абсолютная, стопроцентная, безоговорочная автономность Бога. Человек никак не может повлиять на Бога. Никак. Ничем. Никогда. Все решения Бог принимает исключительно по Своей воле, а человек вынужден подчиняться этим решениям.
Одним из основополагающих моментов, в котором реформаты, начиная с Лютера, расходились с католицизм, был вопрос оправдания только верой. Никакие дела праведности на Бога повлиять не могут, только уверов во Христа Иисуса человек обретает спасение. Кальвин пошел еще дальше. Принцип «уверовать=спастись» казался ему сомнительным, потому что вступал в противоречии с аксиомой об автономности Божьей воли. Исходя из учения Лютера: уверовать в Бога – это акт человеческого выбора и человеческой воли, которому Бог должен подчиниться, а по мнению Кальвина Бог никому ничего не должен и человеческий выбор Его не касается совершенно. И тогда учению о спасении верой Кальвин противопоставил учение о предизбранничестве святых: Бог по Своей милости избрал ещё до сотворения мира тех, кто будет спасен Им, тех, кто войдет в Царствие Его.
Хочу сразу сказать: учение о предизбрании отнюдь не было чем-то новым для христианства. Этот вопрос горячо дебатировался еще во времена Отцов Церкви (замечу в скобках: Отцы продебатировали все богословские вопросы, и ничего принципиально нового с тех времен придумано не было), поучаствовал в этих спорах и сам Августин, отстаивавший идею предизбрания. С точки зрения христианского богословия эта идея обосновывается достаточно логично: Господь всеведущ, а потому знает спасенных Им, так как Он в дни сотворения мира был столь же всеведущ, Он знал своих ещё тогда, а значит, когда Он создавал мир, Он уже определил, кто именно из Его созданий будет с Ним в Его Царстве. Эту логическую цепочку первым выстроил ещё апостол Павел в Послании к Римлянам:
«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Как мы видим, Павел также подчеркивает идею
Таким образом, Кальвин не выдумал ничего нового, он продолжал давнюю богословскую традицию, заложенную ещё в апостольские времена и развитую Отцами Церкви.
Но есть в идее предизбрания один аспект, приводящий в смущение и простых верующих, и богословов. Если Бог предназначил одних ко спасению, то очевидно – остальных он предназначил к погибели. Обычно богословы отвечают на этот вопрос тем, что это не Бог обрёк людей на падение, люди в лице Адама сами выбрали путь отступления от Божьей воли, а Бог, отдав Своего Сына на смерть, смог спасти хоть кого-то.
Кальвин же на вопрос «обрекает ли Бог людей на погибель?» отвечает четко и однозначно: «ДА! Бог одних спасает, других губит. Иакова Он возлюбил, а Исава возненавидел». Решение о том, кому спасется, а кто нет – окончательное и обжалованию не подлежит. Тот, кого Бог избрал, будет спасен в любом случае, тот, кого Бог собрался погубить, тот погибнет, в независимости от того, хочет ли он спастись или нет. Кальвин даже оговаривал, что Бог специально выстраивает жизнь предназначенного к погибели человека таким образом, что тот никогда не получит шанса раскаяться, переменить свой образ мысли или свое поведение. И что Бог специально ожесточает сердца предназначенных к погибели, как Он ожесточал сердце фараона.
И тем не менее, несмотря на это, кто именно спасен, а кто нет, мы не знаем, потому что мы не обладаем всевидением Божьим. Так что вполне возможна ситуация, когда человек, о котором все уверены, что он спасен, и он сам в этом уверен, на само деле не спасенный, просто потому что ну вот не предназначен он ко спасению – и всё тут (эта точка зрения вполне по Писанию – Иисус ведь предупреждает, что многие из тех, кто называет Его Господом не войдут в Царствие). Последующие поколения кальвинистов эту мысль постарались несколько смягчить, впрочем, она и по сей день служит неплохим объяснением того, почему верующие порой оставляют Церковь и возвращаются к греховной жизни: они с самого начала не были избранными, некоторое время притворялись искупленными, но затем их истинная сущность проявилась и увела их из Церкви.

Другая отличительная идея Кальвина, связанная с исходной точкой его учения, состоит в том, что человеческая воля настолько испорченна грехопадением, что человек в его мирском, неспасенном состоянии, не способен поступать праведно, а всё мирское поражено грехом и ничего благодатного в мире найти нельзя. Поэтому верующие должны отгородиться от всего мирского, и жить своим обществом по своим законам.
Надо сказать, что уже в исходной точке рассуждений Кальвина, предопределении святых, чувствуется некоторый душок гностицизма, ну а если сюда добавить мысль об абсолютной безблагодатности мира, душок становится уже весьма неприятным. И никак не секрет, во что вылилось практическое применение кальвиновского учения на территории Женевы... Тем не менее, ставить ему диагноз «гностик от реформации», как это делает Честертон, я ни в коем случае не намерен.
Впрочем, о своем личном мнении об учении Кальвина я выскажусь как-нибудь в другой раз, на сегодня, я думаю, хватит.
Tags: Вера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments