olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

О Кальвине, ч. 2

В продолжение темы Кальвина и кальвинизма, выскажу своё сугубо субъективное мнение о великом богослове и о его учении.

О личности Кальвина. Человеком он был, без сомнения, выдающимся. Во-первых, он был первым систематическим богословом Реформации. Лютер и другие реформаторы написали немало, но они больше занимались полемической борьбой на два фронта – с католиками и с гуманистами, и это придавало их работам оттенок сиюминутности. Кальвин же писал свои наставления медленно, методично, не отвлекаясь на суету века сего, писал на века.
Во-вторых, Кальвин не был чистым теоретиком, он активно занимался организаторской деятельностью и в Женеве, и по всей Европе. К его эксперименту по созданию в Женеве аскетической христианской коммуны можно относится по-разному, но не стоит забывать: Кальвин в Женеву не с Марса прилетел, сами же горожане его пригласили и поддержали его начинание. Так что умения зажечь и повести за собой людей у Кальвина хватало. Только вот, как это часто случается с энергичными людьми, Кальвин отличался импульсивностью и вспыльчивостью. А если уж кто вставал у него на пути или пытался противоречить неукротимому реформатору, то для кого-то это могло выйти боком. История жестокого разгрома женевской оппозиции и процесс над Мигелем Серветом, завершившийся костром на площади, мрачное тому свидетельство.

О богословии Кальвина. По-моему, Кальвина в его размышлениях о предопределении и свободе воли подвела упёртость на логике и склонность доводить мысль до крайности (да, в качестве важного штриха к портрету Калвина стоит упомянуть его интеллектуальную честность – в своих сочинениях он никогда не виляет и не напускает туману; по воспоминаниям современников, его честность в делах управления соответствовало его честности как ученого, после себя он не оставил почти никакого имущества). В результате, в его богословской системе для человеческой воли места просто не осталось. Человек по Кальвину живет исключительно греховной жизнью до тех пор пока Бог, исходя из каких-то неведомых соображений, не «вдарит» ему по мозгам благодатью, после чего у человека резко открываются глаза и он становится способен жить безгрешной жизнью. Я тут несколько утрирую, но тем не менее – в этой системе взглядов Бог выглядит как кукловод... ну или даже скорее как шахматист... аутичный шахматист, который одни фигуры покрасил черной краской, другие - белой, и теперь играет тихо сам с собою...
Должен сказать, несколько отвлекаясь от основной темы, вопрос о предопределении – это один из тех вопросов христианства, по которым крайне сложно прийти к однозначному и непротиворечивому мнению. С одной стороны, действительно, если Бог автономен, то человеческие решения никак не могу на Него повлиять. С другой, мы знаем, что Бог дал Своим созданиям волю и возможность выбирать, быть с Ним или против Него. Как совместить эти два представления не так-то просто сказать. Впрочем, есть многие вещи в христианстве, которые нашему человеческому разуму кажутся несовместимыми. Нам тяжело совместить Ветхий и Новый Заветы, трудно понять, как одна Сущность может проявлять Себя в трех Ипостасях, как во Христе сочетались человеческая и божественная природы... Соотношение между предопределением и свободой воли – проблема того же ряда, и на вопрос: «так все-таки – предопределение или свобода воли?» я отвечу: «предопределение не отменяет свободы воли, свобода воли не отменяет предопределения». Может, со временем я смогу дать лучший ответ на этот вопрос, может, я глубже проникну в этот парадокс, но сейчас у меня другого ответа нет.
Возвращаясь к Кальвину – немного скажу о последствиях, к которым привели его учение и его жизнь. Его вклад, и богословский, и организаторский, в реформаторское движение огромен, но, к сожалению, в историю он вошёл исключительно как сторонник идеи абсолютного предопределения. Это было связано с тем, что группа реформаторских богословов («арминиане» по имени одного из профессоров, участвовавших в этом движении) резко выступила против учения об абсолютном предопределении, и этот спор стал одним из самых известных богословских споров в истории протестантского движения.
Tags: Вера, Заметки
Subscribe

  • Дитя погоды

    В праздничный понедельник 4 ноября ходили в кино на новый мультфильм Макото Синкая (кстати, мне кажется, хорошая традиция – отмечать день единства и…

  • Аниме-сериалы

    Пара слов о просмотренных в прошлом году аниме. Подборка бессистемная, потому что я в последние несколько лет аниме смотрю мало, стараюсь смотреть…

  • О цельности натуры

    Любопытно, как меняется отношение в культуре к такому человеческому качеству, как цельность. Вот, например, division___bell пишет о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments