?

Log in

No account? Create an account
Проповедь по 1 Коринфянам - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Проповедь по 1 Коринфянам [Jun. 16th, 2008|11:15 pm]
olnigami
[Tags|]

Реферат проповеди по 13 главе 1-го Послания к Коринфянам. Я продолжаю тему духовных даров, о которых перед этим подробно говорил наш пастор, и потому не расшифровываю, что такое дары. Если есть вопросы по этому поводу, задавайте, постараюсь ответить.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(1Кор.13:1-3)


В 13 главе 1-го Послания к Коринфянам ап. Павел продолжает тему предыдущей главы, он продолжает разрушать стереотипы мышления верующих. В 12 главе ап. Павел говорил о том, что не должно превозносится тому, кто занимает высокое положение в церкви, что каждый человек в церкви, как член в теле, выполняет свою функцию, и что каждый жизненно важен для Тела Христова.
В 13 главе ап. Павел переходит к теме уже не иерархического, а духовного превознесения. Мы привыкли считать того, кто имеет дары от Бога более продвинутым, более духовным, более угодным Богу, более святым. И это приводит к искажению отношений между членами Церкви. С одной стороны, те, кто считают себя не обладающими дарами, чувствует себя уязвленным по сравнению с тем, у кого дары есть. С другой - человек, получивший дар, зачастую начинает ощущать свое превосходство над теми, у кого такого дара нет.
Иисус Христос дал нам две заповеди: любить Бога и любить ближних своих.
Там, где между людьми есть зависть и самопревознесение, человек уценивает дар, полученный от Бога. Человек начинает думать, что дар даётся не по благодати, а как награда за заслуги. Набрал нужное количество духовного опыта – и перешел на новый духовный уровень, получил новую духовную способность. А если больше опыта – следующий уровень и новые способности. И вот уже человек ищет не любви Божьей, а возможности получить больше «духовности», еще больше «духовноости». А кто-то, кого Бог не благословил даром, может счесть, что по своим духовным заслугам уже достиг того «уровня», на котором Бог просто обязан вознаградить его.
Так нарушается первая заповедь, потому что человек начинает строить свои отношения с Богом не на любви, а на неких обязанностях, на том, что Бог ему должен за то, что он для Бога сделал.
Что же касается отношений между ближними, то там, где царят зависть и самопревознесение, там нет места любви. А там, где нет любви, там не будет и единства. Потому и ап. Павел начинает свое послание к коринфянам с указания на ту проблему, которая есть у них, на их разделение, а затем объясняет глубинные причины того, почему это разделение возникло.
Ведь что такое сказать: «я – петров, а ты – аполлосов», это тоже самое, что «я более духовный, потому что принял крещение от апостола Петра, а тот был любимым учеником Иисуса, ты же принял крещение от Аполлоса, который даже и Иисуса-то ни разу в глаза не видел». Гордыня – вот причина разделения в Церкви. И апостол Павел в своем послании разбирает, как гордыня может возникнуть по самому неожиданному поводу.
И вот дары духовные, в которых апостол видит замечательный подарок от Бога для Церкви, становятся предлогом для разделения, для зависти и самопревознесения. Но ап. Павел понимает, что проблема не в дарах, а в том, как люди относятся к дарам. И он пишет коринфянам о том, что дары – вещь хорошая, но есть куда большая драгоценность, и без этой драгоценности дары, какими бы великими они не были, теряют свою силу. Эта драгоценность – любовь Божья.
Какие дары ап. Павел сравнивает с любовью? Самые величественные. Дар языков, дар пророчества, дар познания, дар веры, дар смирения даже до мученической смерти. О человеке, обладающем этими дарами, мы конечно же скажем: «вот воистину близкий к Богу человек». Дар Духа святого – ангельские голоса, дар говорить от лица Божьего, дар иметь знание, подобное знание Божьему, такая вера, которая может передвигать горы (а ведь такой не было даже у апостолов), дар отдать всю свою жизнь для Бога... И вот апостол Павел смотрит на эти величайшие дары и говорит: «всё это ерунда... чепуха и бессмыслица... если нет любви».
Павел как бы спрашивает коринфян: вы ищете даров духовных, но для чего? Для того, чтобы служить Богу и ближнему своему или для того, чтобы самопревозносится?
Мы, подобно коринфянам, привыкли думать, что дар – это как печать избранности, что это знак, показывающий особую близость к Богу. И мы зачастую ищем дара не для того, чтобы послужить этим даром другим, а для того, чтобы почувствовать себя избранным, героем, помазанником Божьим. И не понимаем, что дар – это огромная ответственность. И что дар без любви – пустой звук.

Еще одна вещь, о которой я хотел бы сказать. То, о чем подробно говорит ап. Павел в 12 главе Послания, было новым и, наверное, во многом шокирующим для людей, живших в те времена, людей, привыкших к огромной разнице между сословиями, к тому, что есть люди свободные, первого сорта, есть рабы, которых и за людей-то не всегда считали, что есть граждане Рима, есть жители провинций, есть варвары – и у всех них разная «ценность», поэтому слова Павла о том, что в Церкви ценны все, нет здесь ни раба ни свободного, ни эллина, ни иудея, были как минимум непривычны.
В наши дни эти слова Павла звучат вполне в русле современных представлений. Сословная разница у нас не столь ярко выражена, рабство преследуется законом. В отношениях между нациями декларируется равенство. С тем, что у каждого работника есть свое назначение и что нет неважных профессий – думаю, сейчас согласиться каждый менеджер, по крайней мере, на словах. На крупных предприятиях специально проводят тренинги для создания и поддержания «командного духа».
Так что церкви в наши дни гораздо легче соблюдать те правила, о которых говорил ап. Павел в 12 главе, потому что сейчас эти правила признаны как норма всем обществом (не без влияния Церкви, кстати). Но здесь появляется одно искушение, которого не было во времена первой Церкви, искушения эффективностью. Для чего корпорации формируют команду из своих сотрудников? Для завоевания новых рынков, для получения больших доходов, для снижения издержек, короче говоря, для того, чтобы работа шла эффективнее. Это своего род идол нашего времени – эффективность. Все должно работать четко, по плану, без помарок, без задержок, если начал какое-то дело, то обязательно должен достичь в нем успеха, если организовал бизнес, то надо расти, расти, расти. Эта погоня за эффектом порой поражает и церковную жизнь. Появляется желание строить такую церковь, которая была бы в первую очередь эффективной. Подбирать людей с нужными талантами, формировать команду, ставить цели, распределять обязанности, планировать. Я не говорю, что это плохо, и ап. Павел такого не говорит. Напротив, он говорит о том, что каждый пусть служит тем даром, какой у него есть. И если у кого-то есть дар организатора, что ж – это замечательно, у кого-то дар работы с финансами, это замечательно. Плохо, когда эффективность становится самоцелью. Не зря же Павел говорит - «я покажу вам путь еще превосходнейший». И этот путь выше пути построения команды, в которой каждый занимает своё место, это путь любви. Этим и отличается церковь от корпорации, этим служители Бога отличаются от менеджеров. Тем, что ищут не того, как повысить эффективность, как добиться больших результатов, а возрастают в любви, к Богу и к людям.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
(1Кор.13:4-8)


Вот та любовь, тот путь, которым следуют верующие во Христа. Путь, по которому прошёл и сам Иисус. Из любви к людям Он оставил Небеса, сошел на землю, стал таким же, как мы. Претерпел гонения, поругание, смерть на кресте – и все это ради любви к нам.
Ап. Павел говорил: «Подражайте мне, как я Христу». Вот он – пример. Как можно жить не для себя, а для славы Божьей. Вот пример того, какой должна быть наша любовь. Смотрите на Иисуса, вспоминайте о том подвиге, который Он совершил ради нас, подражайте Ему, и тогда не будет гордыни, зависти и самопревознесения ни в отношениях с Богом, ни в отношениях с людьми.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: holyway
2008-06-16 11:42 pm (UTC)
Хотелось бы услышать еще реферат по 14-ой главе :)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-06-17 06:21 pm (UTC)
14-я глава, судя по всему, достанется пастору, я проповедую раз в месяц. И не очень представляю, как можно прокомментировать эту главу, настолько апостол всё четко и ясно расписал. Проповеднику остаётся только с выражением вслух прочитать и помолиться, чтобы предписания Павла соблюдали во всех церквях:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: holyway
2008-06-18 12:33 pm (UTC)
Оно-то вроде так, да только вот не понятно. Я вот помню, когда был в баптистской Церкви был у нас разбор слова. Дошли мы, когда до Иакова 5-ой главы, где сказано о помазании елеем и молитве за исцеление, пастор сказал: "Ну, что тут объяснять, все и так понятно". Понятно-то понятно, но маслом никого не мазали и за исцеление не молились.Павел сказал: "желаю, чтобы вы все говорили языками, но лучше, чтобы пророчествовали". Раз все понятно, как у вас в Церкви происходит?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2008-06-18 08:54 pm (UTC)
У нас всё происходит благопристойно и чинно. Хотя в церкви есть молящиеся на языках, но во время служения молимся только на понятном языке, тем более что истолкователей среди нас нет. Насколько я знаю, точно так же относятся к молитвам на языках во всех московских "Часовнях". На молитвенном собрании можно, а в церковном собрании лучше воздержаться.
(Reply) (Parent) (Thread)