Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

возле сфинкса, питер

Лекция о Богине-Матери

Ходил сегодня на открытую лекцию Александры Барковой «Образ Богини-Матери». Запишу несколько вещей, чтобы не забыть.

1. Сенсация! Раскрыта тайна курьих ног избушки Бабы-Яги! Оказывается, в старые добрые времена был такой обычай: особо духовных людей после смерти не закапывали в землю, как всех остальных, а относили на отдельное специальное кладбище, клали в специальный как бы домик, а под домик ставили столбики, чтобы он был как бы в воздухе. А эти столбики, чтобы убить короеда, окуривали дымом. Так что ноги у избушки, получается курьи не потому что куриные, а потому что обкуренные. Вот так живешь, живешь, не знаешь печали, а потом ба-бах... и вся твоя картина мира враз переворачивается. Хорошо хоть о том, что Баба-Яга на самом деле трупак, я и раньше знал, так что меня это не шокировало.

2. Популярный обычай повязывать белые ленточки на ветки деревьев тоже идёт оттуда же, из культа Богини-Матери. Связь там, правда, отнюдь не прямая. Ленточки указывают на связь между миром живых и мёртвых, а Богиня-Мать, как известно, есть одновременно и жизнь, и смерть. Тут ещё лектор рассказала о сакральном значении полотенец в славянской культуре, тоже как связи двух миров, и что, оказывается, у славян специальным образом расшитые полотенца запросто заменяли иконы и до сих пор в старых церквях бывает ни одной иконы, только полотенца (чумовое зрелище, надо полагать). В качестве аргумента Баркова привела несколько милых историй в тему, но я их пересказывать не буду – спать хочется и сил нет.

Collapse )
  • Current Music
    Коммунизм – The birds of paradise
  • Tags
возле сфинкса, питер

Школьный двор

В пятницу вечером по НТВ наткнулся на передачу о группе «Война», Фемен и, конечно же, панк-феминистках. Суровая такая передача, как у нас теперь любят. Ведущий с проникновенным голосом (интересно, кстати, это у него от природы или компьютерная обработка?), намёки на вражеский след (феменок, оказывается, спонсирует какой-то бизнесмен американского происхождения), неодобрительные высказывания со стороны разных деятелей культуры. Классика жанра.

Не знаю, проводил ли кто уже такое сравнение или нет. Мне «дело Pussy Riot» всё больше напоминает «дело Бейлиса». По масштабу и по тому, как от сути самого дела все перешли к сторонним вопросам и взаимному мордобитию (по счастью, пока что виртуальному).

А что касаемо квартир, часов и прочего разного... Школьный двор, школьный, чтоб ему пусто было, двор. Находят кого-то, вызывающего общее раздражение и давай дразнить. А он мечется, пытается сначала не реагировать, потом заводится, злится, ругается-орёт, и всё это глупо, пошло. А тем вокруг только того и надо, они ещё пуще дразнятся. Потом тот хватает кого-нибудь из своих врагов, того, кто послабее и помедленнее (потому что быстрых и сильных не может поймать) и начинает его отчаянно колошматить. Именно, что «колошматить», решительно, но практически безвредно. Потому что если бы мог врезать по-настоящему, его дразнить бы не стали.

А у тех, кто дразнит, от этого, понятно, праздник. Как же – теперь они не просто так дразнят, они «слабых защищают», он же вон какой негодяй, дерётся, руки распускает. Тут уж, значит, можно разойтись вовсю, да ещё и взрослым пожаловаться. А они, конечно, скажут: «ты что хулиганишь, они-то тебя только словами, а ты кулаками, надо уметь договариваться...», ну и всякую прочую херню, которую взрослые в таких случаях говорят детям. Херню – потому что тот, кого дразнят, он, может, и сам всё это прекрасно знает, только вот когда тебя доводят, мозги отключаются. Не соображаешь в такой момент ничего, нет в тебе человека, одни рефлексы. Собственно, и те, кто дразнят, этого добиваются, классика, да, сначала надо противника «расчеловечить», а потом уже с ним можно делать всё что угодно, на этом принципе работают все системы от «школьного двора» до Освенцима.

Я когда был маленький, у меня были какие-то дурацкие представления о взрослой жизни, мне казалось, что уж там-то точно всё по-другому. А оказалось, что не – школьный двор везде. Только у взрослых всё куда серьёзней и страшнее. Потому что они такие же жестокие, как и дети, только сильнее, умнее и изобретательнее.
возле сфинкса, питер

Фотки и филологи

Сижу, пишу отчёт с Басткона. Смотрю нащёлканные в процессе фотки. Как всегда. Когда снимал, казалось, что зафиксировал каждое событие, а сейчас листаю и оказывается, что фоток очень мало и почти все отвратного качества, даже и непонятно, что на них вообще происходит. Ну вот те, которые уличные еще ничего, хороший пейзаж при нормально освещении испортить трудно, это факт. А вот то, что в помещениях – слёзы и непрерывный фейспалм. Все-таки еще раз убеждаюсь, что не получается быть специалистом во всём сразу, репортажный фотограф из меня не получится, определённо.

А на самом Бастконе было весело. Правда, я себя чувствовал не очень уверенно из-за того, что никого не знал лично, да, впрочем, я в компании себя всегда неуверенно чувствую, даже если и всех знаю, так что это и неважно. Санаторий «Валуево», курортно-лечебный, вельми хорош. Тёплые номера, красивые окрестности, очень годная кормежка, ну очень-очень годная. Единственное что построен основной корпус ещё в советское время, и «модернизирован», так это назовём, только частями. Ну то есть окна пластиковые, сантехника новая, а вот мебель в номерах древняя, кинозал выглядит так, как будто никогда не ремонтировался... впрочем, за такую кормёжку можно всё это понять и простить.

На Басткон приехало много переводчиков-филологов из школы перевода Баканова, но, правда, держались они всё время отдельной группой, у них были свои мероприятия, в столовой сидели отдельно, по номерам тоже держались сами по себе. Впрочем, их можно понять, все они как на подбор, такие филологи филологи – тонкие, высокие, с изящными движениями, неземным выражением на лицах, а тут кругом значит фантасты... ну, не буду описывать, скажу так, совсем не такие, а вовсе даже наоборот. Выглядело это как если бы эльфы случайно забрели к оркам... ну ладно, хорошо, не к оркам, союзным гномам. Делить им нечего, ссориться не зачем, но и никакой дружбы между ними быть не может. Так, обмениваются взаимными любезностями и держатся друг от друга как можно дальше.

Я вот, кстати, ещё подумал – надо было мне в детстве идти на филолога учиться. С моей неэльфийской внешностью и дипломом филолога я бы производил на людей убойнейшее впечатление... наверное. Хотя, может, наоборот, я бы за годы учебы похудел, вытянулся ещё больше, отпустил бородку и приобрёл изящество в движениях и неотмирное выражение лица. Вряд ли же ведь филологи такими рождаются, наверное, они в детстве нормальные, как все дети, а потом приходят в ВУЗ – а там бац! Мясорубка как в клипе Пинк Флойда – делает из обычных людей дивных эльфов. Не, правильно, что не пошёл, лучше уж так как есть.
возле сфинкса, питер

Первый семестр

Тем временем, первый семестр учёбы на ВЛК подошёл к концу. Было весело, жаль, что не хватало сил, упорства и времени прочесть всё, что нужно прочесть и прийти на все лекции, на которые хотелось прийти. Как водится, перед самими праздниками и каникулами градус безумной творческой атмосферы, царящей в Литературном институте практически постоянно, начал заметно повышаться. Ещё в ноябре заведующая учебной частью (кстати, поэт и член Союза Писателей России) вывесила на доске такое объявление:

Уважаемые слушатели ВЛК! Близится к завершению осенний семестр, многие из вас сих пор не знают в лицо преподавателей, предметы и прочие радости слушательской жизни. Дорогие мои! Найдите время, чтобы поучиться! Преподаватели, переживают, потому что тоже не видели многих из вас. А ведь скоро сессия! По некоторым предметам нет учебников. Ай-ай-ай!!!! Я лично – в панике! Чего вам совершенно не желаю.

После этого паника предалась и нам. Никто толком не мог сказать, что мы сдаём, когда и по каким учебникам, причём этого не знали и сами преподаватели, на все вопросы безнадёжно разводившие руками: «понимаете, это же Литинститут, здесь всегда так». Потом всё как-то более-менее утряслось, оказалось, что часть предметов будет сдаваться только в весеннюю сессию, по остальным зачёты, по отдельным предметам учебники нам не помогут, потому что их вообще в природе не существует, а надо читать собственно произведения и критику. Вот такие дела.

А в последнюю неделю стало как-то уж совсем весело. На последнем занятии по «Истории искусств» преподавательнице пришлось два раза выходить в коридор, чтобы унять студентов, которые пытались сыграть что-то весёлое на стоящем там рояле (что делает рояль в коридоре учебного заведения – науке неизвестно, единственное, что могу сказать – он весьма потрёпан жизнью и напрочь расстроен). После второго раза преподавательница успокоила нас тем, что для Линтинститута это дело обычное и рассказала весёлую историю об одном своём ученике отсюда же, из этой кузницы культурных кадров. Ученик тот был поэт, «пусть с небольшой, но ухватистой силой», ага, и этот поэт вытянул на экзамене билет про эпоху Просвещения. Когда дошла его очередь отвечать, оказалось, что прозой говорить он решительно не способен, и потому попросил разрешения ответить стихами. Озадаченная преподавательница разрешение дала, и юный гений за 40 (!) минут накатал 10-страничную (!) эпическую поэму, начинавшуюся словами:

О, эпоха Просвещения,
Ты прекрасна без сомнения.


Ну и далее со всеми именами, событиями и течениями культурной жизни. Поэт получил за этот шедевр, естественно, пятёрку, а поэму преподавательница взяла себе на память и до сих пор декламирует её друзьям и знакомым. И с тех пор не удивляется ничему из того, что происходит в стенах Литинститута.
возле сфинкса, питер

Хороший учебник по истории

Спросили меня сегодня, а что можно почитать обзорного по истории России. Я, естественно, на автомате выдал «Ключевский, Соловьев», а потом задумался. Ключевский и Соловьев – это, конечно, здорово, только им уж сотня лет как ни как. Историческая наука за это время продвинулась. Да и потом – о 20 веке у них нет информации. По уважительной причине)

Так вот, обращаюсь к френдам: какой учебник по истории России-СССР можно порекомендовать? Есть какая-нибудь книга, аналогичная по масштабу и, желательно, по красоте изложения Ключевскому и Соловьеву, и при этом затрагивающая историю 20 века?
возле сфинкса, питер

Как я провел лето и собираюсь провести осень

Лето как обычно пролетело незаметно. В этот раз я за все три месяца никуда не выбирался за пределы Москвы, и ни разу не плавал. Ну, плавание-то ладно, я за свою жизнь наплавался вдосталь, а вот съездить, пожалуй, куда-нибудь стоило. Хотя бы в пределах России. Собрать рюкзак и махнуть куда-нибудь, в Нижний Новгород или в Рязань, а может, на Север. Но как-то не сложилось. Зато этим летом довелось поучиться – экспресс-курс киносценаристов, открытые лекции по мифологии, интенсив-курс «Христианская антропология» в евангельской семинарии. Можно сказать, почти по всем своим интересам что-нибудь новое да узнал.

Еще сделал свою личную страницу, и даже поместил туда несколько статей, рецензий и всякого другого прочего. Давно хотел это сделать, и вот – хотя бы частично удалось. Ну и заодно изучил процесс создания сайта, научился чему-то новому.

Но что печалит – не успел сделать очень многое из того, что было запланировано не лето. Передо мной на столе лежит список незаконченных дел, и прям даже не по себе, столько всего хотелось бы завершить. И обидно от того, что понимаешь: времени на самом деле было достаточно, только использовал я его неправильно. А когда теперь заниматься всеми этими делами, даже и не знаю.

На осень у меня серьезные планы. С 15 сентября начинается учеба на высших литературных курсах при литинституте им. Горького, посмотрим, что из этого выйдет, пока у меня даже расписания нет. Надо искать новую работу, я это себе твержу уже последние три месяца, а сейчас окончательно приперло. Тех подработочек, что у меня остались, хватает только на квартплату и Интернет, и все.

Только вот напрягает, что планов много, а сил на их выполнение мало, практически, совсем нет. И я уже чувствую, как у меня стресс начинается. Нервничаю, реально нервничаю. Настолько непривычное состояние для обычно флегматичного меня, сам себя не узнаю прям. Надо что-то с этим делать.
возле сфинкса, питер

Выписки и ссылки.

...кинематограф сталинского "золотого века" сегодня считается образцом для подражания - фильмы добрые, веселые, оптимистичные, ну, правда, ничего общего не имеют с реальной действительностью - но это лишний плюс, а не минус. Рецепт патриотического воспитания дан тоже, в общем, точный, и тоже в духе 1930-х: паспорта отобрать - они и забегают.
http://users.livejournal.com/_arlekin_/1932416.html
---
…реформы в России напоминают мне сборку пазла, в котором треть элементов - от другого пазла, трети элементов попросту нет (спздлблди) и только треть подходит по условиям. А где лежат оставшиеся 10% пазла - вообще никто не знает.
http://blue-olusha.livejournal.com/1377635.html
---
К тому же наш человек часто врет. Это, кстати, небезопасно для здоровья. В десять раз увеличивается нагрузка головного мозга — если человек говорит осознанную ложь.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1577180 via http://leonid-b.livejournal.com/773142.html

Collapse )
возле сфинкса, питер

Самураи: Art of War

А еще мы с Юлей ходили на выставку Самураи: Art of War. Проходит она в Ветошном переулке, прямо за ГУМом, и раскрывает тему самураев со всех возможных сторон. Доспехи, мечи, рисунки, по стенам - стихи самураев. И отдельная экспозиция очень красиво расшитой одежды. Как и положено современной выставке, экспонаты показываны не просто так. В одном зале идет 3Д-видео про доспехи, в другом обычное видео про ковку мечей, кроме того, там же, в выставочном центре, идут семинары, лекции и демонстрациями. Мы были в тот момент, когда показывали, как правильно надевать доспехи. Правда, зрителей было очень много (праздники все-таки), так что толком разглядеть мало что удалось. На сайте выставки подробно расписано, когда у них что планируется, в том числе и обучение оригами, и разные боевые искусства. Кроме того, в отдельном зале стоит сувенирная лавка и там же - вегетерианское кафе.
Ну а чтобы не ограничиваться словами, вот несколько фоток с выставки:

Collapse )
возле сфинкса, питер

Аниме-сериал Seikon no Qwaser

В сериале "Seikon no Qwaser" извращенные мозги и шаловливые ручки японских художников дотянулись-таки до русской культуры и в особенности православия, которое японцы мало отличают католицизма, и поэтому так же как и католицизм ассоциируют его с жестоким, преимущественно гомосексуальным и садомазохистским, развратом*, а также мистикой, оккультизмом и черной магией. Действие сериала происходит, по счастью, не в России**, а в японской православной гимназии. Сюжет крутится вокруг того, что исчезнувший директор гимназии спрятал где-то на ее территории Царицынскую икону, мощнейший артефакт, дающий своему обладателю те же способности, какими обладал Иисус Христос.

За иконой охотятся разные темные личности, и крутятся они в основном вокруг дочери того самого пропавшего директора и ее подруг, пытаясь силой выбить из них секрет иконы. С целью разобраться в происходящем и защитить бедных девочек церковное руководство посылает в гимназию одного из православных алхимиков-квазеров; это такие специально обученные люди, которые способны управлять отдельными химическими элементами и использовать их как оружие.

Collapse )
возле сфинкса, питер

Welcome to NHK!

Welcome to NHK! - цинично-мрачное аниме про жизнь японских хикикомори (или просто – хикки) и прочих маргиналов. Главный герой по имени Сато – законченный хикки, пробы негде ставить, не выходит из квартиры уже три года, нигде не работает, из колледжа его выгнали, живет за счет родителей. Знакомых у него немного, точнее, всего трое (что, по-моему, для хикки чересчур много, но понятно – художественная условность). Во-первых, школьный приятель, который случайно поселился в соседней с ним комнате, – любитель хентайного аниме и таких же видеоигр, он вовлекает Сато в свой проект по созданию порнографической игры (попутно довольно подробно раскрывая, как эти игры делаются). Во-вторых, загадочная молодая девушка, которая пытается вытащить Сато из добровольного заточения, и с этой целью организует для него лекции вечером, в парке, и судя по всему, сама нуждается в психологической помощи ничуть не меньше, чем Сато. Ну и наконец, школьная подруга, которая глотает горстями антидепрессанты и собирается принять участие в массовом самоубийстве.

Чем-то это аниме напоминает песню о несчастных сказочных персонажах Высоцкого. Тут тоже все герои несчастные, все с кучей комплексов и детских психологических травм, все какие-то не такие, никак не могут вписаться в общество, боятся людей, ведут себя неадекватно. Да, забыл сказать, что главный герой считает, что вокруг него существует разветвленный заговор некоей организации, которая загнала его в одиночество и теперь делает все, чтобы он оттуда не вылезал. И у него то и дело случаются приступы, во время которых холодильник и телевизор уверяют его, что нельзя никому доверять и что его так называемые «друзья» только и думают как бы его предать.

Collapse )