Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

возле сфинкса, питер

Текущее, карантинное

В понедельник весь день пытался отправить на сервис mos.ru список сотрудников, отправленных на удалёнку. Но сервис как с утра отрубился, так до вечера и лежал (в народе это, кажется, называется «ушёл в отказ»). Заодно читал на форумах, что пишут по этому поводу неравнодушные люди. Оказалось, что по мнению юристов вся эта затея со списками, тем более с указаниями номеров телефона, не особо-то законна, хотя кто сейчас о таких мелочах думает, а зачем мэрии нужны эти данные толком никто не знает. Подозреваю, что и сама мэрия-то затруднится с ответом на такой вопрос, впрочем, брать штрафы с тех, кто списки не подаёт, они наверняка будут. Со штрафами у нас теперь полный порядок, и порой кажется, это единственное, с чем у нас порядок.

Вообще, есть такое чувство, что с осенней волной эпидемии власти справляются гораздо хуже, чем с весенней, и я, кажется, понимаю почему. Весной все решения властей были проникнуты одной стратегической идеей – предотвратить распространение заразы. Да, решения предпринимались порой не самые удачные, порой откровенно бестолковые, но они ложились в одну последовательность. А сейчас власти пытаются решить одновременно три задачи: остановить вирус, не допустить падения экономики и слупить побольше штрафов. Как не сложно заметить, эти задачи плохо друг с другом стыкуются, вот и наша бюрократическая система, не отличающаяся ни гибкостью, ни управленческими способностью мечется между трёх точек тяготения, генерируя в процессе беспомощные указы и требования.

Ещё заметно, что в отличие от весеннего карантина, сейчас нет даже намёка на поддержку бизнеса, наоборот, налоговая собирается участить проверки и выдаивать всё, что только можно и что нельзя. Про помощь людям, хотя бы в виде разового платежа семьям с детьми, тоже не слышно. Впрочем, понятно, что денег нет, вернее, доходов у бюджета нет, а резервный фонд ломится от запасов, но их, похоже, собираются тратить только в самом крайнем случае… хотя хочется спросить: если уж нынешний случай не считается крайним, наступления чего они ждут? Подозреваю, тут просто, что называется, жаба душит, ведь столько лет копили, как же их теперь просто так разбрасывать.

И что несколько удивляет в происходящем – летом на все лады твердили, что осенью неизбежно накатится вторая волна пандемии, так почему же, судя по нынешним действиям что московских, что федеральных властей, не было подготовлено никаких планов, никаких вариантов действия в зависимости от скорости распространения вируса. Видно, что решения принимаются импровизировано и нет никакой продуманной стратегии. То ли по-настоящему не верили во вторую волну, то ли расслабились за лето и махнули рукой на планы.
возле сфинкса, питер

Сериал Авеню 5 и правда жизни

Смотрел тут какой-то прям невероятно жизненный сериал «Авеню 5» с таким примерно сюжетом. По Солнечной системе курсирует роскошный и сверхнадёжный круизный космолайнер с бравым капитаном и идеальной командой. Но в один непрекрасный день случается авария. Корабль сбивается с курса, а заодно оказывается, что и капитан – актёр, нанятый компанией-владельцем исключительно за фотогеничность, и команда – тоже актёры, а настоящий капитан погиб во время аварии. Хорошо ещё есть хотя бы техники, которые пытаются хоть как-то разрулить ситуацию, но их нельзя показывать пассажирам, потому что выглядят они слишком уж непрезентабельно. Вот и приходится лжекапитану вертеться ужом, изображая сурового, уверенного в себе «космического волка» перед пассажирами, и в то же время пытаясь выполнить хоть что-нибудь из тех инструкций, которые ему дают технари.

Collapse )
возле сфинкса, питер

Крапивин RIP

Увидел в новостях, что умер Владислав Крапивин. Пытался вспомнить какую-то из его повестей, что читал давно в детстве, в журнале «Пионер», что-то про мальчика, обнаружившего в метро станцию, которой не было в схеме, и через эту станцию открывался проход в другой мир… или что-то вроде того. Немного яндексной магии – вуаля, нашёл, называется «Застава на Якорном поле». Помню, на меня в детстве эта повесть производила завораживающее впечатление, наверное, из-за того ощущения возможности чуда, того, что есть где-то иной, подлинный мир, где нет смерти, нет горя, и в тот мир можно попасть, хотя главному герою это удалось довольно рискованным способом. А может, из-за атмосферы – искрящейся эмоциями, загадками, намекающими намёками на то, что это лишь часть некоего большого мира (да, про то, что «Застава на Якорном поле» - часть цикла о Великом Кристалле, я узнал гораздо позже).

Ещё у меня в отдельном издании была повесть «Оруженосец Кашка», которую я, кстати, никак не ассоциировал с «Заставой на Якорном поле», слишком уж разными по стилю были произведения, ну а то, что фамилия автора и там, и там одинаковая, меня нисколько не смущало, мало ли, может, однофамильцы. Но тоже ведь, если вдуматься, необычная история, про детей в пионерлагере, соревнующихся в стрельбе из лука. И вроде бы абсолютно реалистичная, никаких фантастических элементов, и при этом оставляющая всё то же ощущение иного мира, иных правил общения, взаимодействия, отношений… Вообще, это была любимая тема Крапивина – объединить детей через некое особое дело, которое позволяет каждому участнику раскрыться и вырасти над собой. А ещё лучше сформировать такой отдельный, полутайный орден со своими ритуалами, обычаями, принимать туда только лучших и достойных.

Потом, с годами у меня несколько поменялось отношение к этой идее-фикс Крапивина – местами в ней явно проявлялся мотив отделённости, аристократизма и превосходства над унылым мещанством или злым хулиганьём. Да и за героическими крапивинскими мальчиками с их несгибаемостью и принципиальностью порой начинали проглядывать жутковаты призраки Николая Островского и Айн Рэнд. С другой стороны, я понимаю, что такие тайные общества, ордена и ложи являются одним из способов социальной организации, и могут быть использованы как для добрых дел, так и для злых, что мы в истории неоднократно видели… а так же видели, как то, что они считают добрыми делами, другие считают злыми и наоборот, так что репутация у тайных организаций всегда и везде была, мягко говоря, противоречивой.

Collapse )
возле сфинкса, питер

Текущее политическое

События в последнее время пролетают с такой скоростью, что на них не то что реагировать, их и отслеживать-то не успеваешь, просто тупо сидишь с отвисшей челюстью и листаешь ленту новостей и обновления в телеграмме. Но замечу всё же по поводу громкого политического происшествия минувшей недели в стиле Италии периода Ренессанса – происшедшее с Навальным не вызывает никакого удивления, учитывая, скольким серьёзным людям он так или иначе переходил дорогу с неподобающей дерзостью. Скорее непонятно, как ему удавалось столь долго и столь эффектно издеваться над высокопоставленными и весьма обидчивыми людьми, не встречая по-настоящему серьёзной реакции.

У меня по данному поводу давно сложилось такое представление, что какие центры принятия решений внутри российской властной системы специально сохраняли Навального как единого лидера протеста, чтобы в некий момент, когда возникнет необходимо, вывести его из игры и тем самым обезглавить оппозицию, спровоцировать внутри неё схватку за лидерство, да и попросту напугать, показав свою готовность идти на крайнее насилие, проще говоря, отмороженность. Как не помню кому предписываемой мечтательной фразе: «О, если бы у народа была одна шея», Навальный, мне кажется, и принимался там, наверху за ту самую шею.

Collapse )
возле сфинкса, питер

Книжный флешмоб, 6 книга

Ещё одна книга, которая на меня повлияла, в рамках растянувшегося флешмоба #10дней10книг, в который я оказался втянут благодаря esdra. И да, я как тот ленивец из «Зверополиса», нетороплив, мягко говоря. Что ж, в такой подборке обязательно должен быть какой-нибудь сборник стихотворений, как же иначе. У меня это будет двухтомное собрание сочинений Владимира Высоцкого, с синей обложкой, подаренное мне отцом когда-то давно. У него была полезная (для меня) привычка: когда он в книжном магазине видел какую-нибудь интересную новинку, то покупал сразу два экземпляра, один себе, один мне. И мимо сборника произведений Высоцкого отец пройти никак не мог, Высоцкого он любил… вернее будет сказать: обожал.

Впрочем, а были ли в те годы хоть один человек, не обожавший Высоцкого. Его песни лились отовсюду, его слушали буквально все и всюду, при том, что официально-то он был как бы под запретом, и в этом было нечто удивительное, абсурдное: Система изо всех сил прессовала Высоцкого за его талант, за свободомыслие, за обращение к запретным темам, при этом те, кому по долгу службы полагалось курощать певца, слушали его записи, ходили на его концерты, обожали точно так же как все… и как следствие закрывали глаза на его поведение и на его творчество, давали ездить заграницу (что в те времена было само по себе едва ли не высшей наградой и признанием заслуг), разрешали (хоть и со скрипом) сниматься в кино.

Collapse )
возле сфинкса, питер

Отпускное

Удалось тут на несколько дней выпасть из суетливой обыденности и немного отдохнуть в привычном уже месте, в санатории «Валуево». Коронокризисные обстоятельства на те места тоже повлияли. Бассейн закрыт на карантин, вместе с детским лагерем, на территории которого он расположен. Все сотрудники санатория носят маски и перчатки. В столовой «шведский стол» переведён на режим по требованию – работники столовой выдают еду гостям, а те подходят по очереди (с соблюдением социальной дистанции) и указывают, что именно хотят. В нормальных обстоятельствах собирались бы очереди, но сейчас гостей немного, и эта система худо-бедно работает.

Утром перед завтраком медсестра стоит у входа в столовую и измеряет температуру электронным градусником. В первый день, когда я подошёл и подставил запястье, она посмотрела на высветившийся в окошке результат с некоторым ужасом, сказала «нет, нет, так не бывает, давайте после завтрака ещё раз измерим», хорошо хоть после завтрака температура оказалась почти нормальной – 36,4. Я и раньше внутренне ощущал, что после пробуждения и до первого приёма пищи пребываю в состоянии, близком к зомби, а тут получил научное подтверждение.

Collapse )
возле сфинкса, питер

Книжный флешмоб, 2 книга

Продолжаю разговор о книгах в рамках флешмоба 10дней10книг, к которому меня подключил esdra

На второй же книге хожу с козырей – «Властелин колец» Толкина. Прочёл я ВК, кажется, в седьмом классе, и впечатление он на меня произвёл ошеломляющее (и не только на меня, это, можно сказать, книга, сформировавшая целое поколение, так что я тут ничем не отличался от своих сверстников). Полный переворот привычного приключенческого сюжета – герой вместо того, чтобы идти за волшебным предметом через горы и леса, переживая по дороге разнообразные приключения, получает волшебный предмет практически сразу, да ещё и с наказом ни в коем случае не трогать эту бяку и выкинуть её в жерло вулкана. И сам герой не особо-то героичен – обычный средний человек, разве что несколько более склонен к мечтательности, чем его соплеменники.

Вокруг скромного героя, правда, как на подбор сплошь витязи плюс мудрец-колдун, но они выглядят и ведут себя скорее как архетипические образы, типизированные по Юнгу, и от этого всё повествование приобретает вид странствий души или даже психодрамы (не зря же толкинисты так увлекались ролёвками разных стилей и направлений). Да, и потом уже я понял, что в таком выстраивании развития персонажа через путешествие-испытание и столкновение с персонажами, символически персонифицирующими те или иные архетипы, Толкин ориентировался на структурообразующий для английской литературы роман Джона Буньяна «Путешествие пилигрима».

Только вот опять переворот привычной схемы – в отличие от того же Буньяна да и множества произведений приключенческого жанра у Толкина герой в финале терпит поражение, а спасает его и весь мир цепь случайностей… или, может, рука Провидения, но тут уж зависит от религиозных взглядов читателя. Да и сам герой должен был погибнуть, и выручает его только прямое и грубое авторское вмешательство, проломившее в сюжете гигантскую дыру, на которую только ленивый не указывает. Хотя я когда слышу насмешливое «а вот же орлы…», мне всегда хочется критиками сказать: а вы бы предпочли, чтобы орлов не было? То есть вы хотите, чтобы Фродо и Сэм сдохли на Роковой горе? Что же вы за люди-то такие?

Collapse )
возле сфинкса, питер

Книжный флешмоб, 1 книга

Мне тут от юзера esdra досталось приглашение поучаствовать в книжном флешмобе 10дней10книг, выкладывать обложки книг, которые на меня повлияли. Картинки я выкладывать не люблю, а про книжки могу написать, отчего бы и нет. Только не под одной книге в день, уж извините, я в таком темпе работать не могу, старенький я уже.

«Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. Одна из первых, если не самая первая, из прочитанных мной «взрослых» больших книг. Было это то ли в 8, то ли в 9 лет, не помню уже точно. Многих вещей я тогда не понимал, особенно связанных со, скажем так, отношениями между полами, но, несмотря на это, читал и перечитывал с удовольствием. Мне очень импонировало то спокойствие, с котором Швейк относится ко всему тому абсурду, который вокруг него творится, и как он не сопротивляется ему, а подхватывает абсурд, усиливает его своими житейскими историями и разворачивает в обратную сторону, такое вот мастерское народное айкидо. Вообще, главная идея Гашека, как я её понимаю: «если ты попал в ситуацию, в которой действуют идиотские законы, так и веди себя как идиот».

Сейчас я немного по-другому воспринимаю эту книгу. Во-первых, с годами начинаешь осознавать, что казавшееся в молодости абсурдом это и есть реальность нашей жизни. Во-вторых, как-то вот пришло понимание, насколько в общем-то страшная обстановка в книге описана. Умирающая империя, бессмысленная жестокость ради жестокости, усиление напряжения с приближением к фронту… удивительно, как Швейк продолжает сохранять адекватность. Сам-то Гашек после всего с ним случившегося преодолевал ужас жизни перманентным запоем, который его и погубил, и эта черта биографии, о которой я узнал много позже, бросает трагическую тень на книгу.

У кого-то, не помню у кого, я прочитал удивительно точное наблюдение о том, что Гашек и Кафка творили примерно в одно и то же время, в одном и том же городе, и оба по-своему описывали ту жизнь, которую видели вокруг. Действительно, легко себе представить как Йозеф Ш. попадает в деревню возле замка и со своим обычным спокойствием изображает из себя землемера, ему к такому не привыкать. Или как он узнаёт о своём смертном приговоре, вынесенном неизвестно за что, и с усмешкой рассказывает по этому поводу какую-нибудь очередную житейскую историю.

Collapse )
возле сфинкса, питер

Айзек Азимов «История будущего», часть 1

Начиная разговор об «Истории будущего» от Айзека Азимова, надо сразу сказать, что цикл этот изначально не задумывался как некое цельное повествование. В некий момент своей творческой биографии Азимов решил объединить свои отдельные произведения во временную последовательность, как будто они все написаны в единой вселенной. Он дописал ещё несколько романов, связывающих между собой события разных времён, и вышло, к сожалению, местами довольно натянуто. Во-первых, с годами стиль Азимова заметно изменился, в 40-е и 50-е он писал бодро и лихо, с бОльшим акцентом на приключениях; его рассказы и повести того времени скорее проходили по категории «остросюжетная литература в научно-фантастическом антураже». А в 70-е и особенно 80-е Азимова потянуло на долгие рассуждения о смысле сущего, судьбах человечества и вопросах Жизни, Вселенной и всего остального, отчего тексты его стали заметно скучнее, и даже в приключенческих отрывках не было уже той лихости и энергичности. Во-вторых, видно, что многие персонажи и перипетии в этих новых произведениях нужны были только для связывания воедино частей той самой истории будущего, и эта искусственность, эти отсылки ради отсылок заметно выпирают из повествования. И, наконец, в-третьих, как раз в этот период у Азимова произошла какая-то странная фиксация на теме телепатии – она возникает везде и всюду, а заодно служит идеальным «роялем в кустах», который позволяет решать любые проблемы.

Collapse )

Копия этой заметки в Яндекс.Дзен https://clck.ru/NkxjG
возле сфинкса, питер

Две статьи на сайте «Горький»

В журнале «Горький» две отличные статьи:

Первая – о чукотском писателе Юрии Рытхэу, в честь его 90-летнего юбилея, который случился 8 марта. Что интересно, этот дату своего дня рождения Рытхэу выбрал сам, когда оформлял документы, и тогда же взял себе новое имя-отчество, а в качестве фамилии использовал свое имя, которое в переводе с чукотского значит «Неизвестный». При этом биография Рытхэу до оформления документов теряется в чукотских туманах и метелях, так что я бы не удивился, если бы на самом деле его ребёнком нашли в корзине где-нибудь на берегу моря или у порога чума, этаким подарком от местного волшебного народа.

Collapse )

Вторая статья – отрывок из книги Карла Кереньи «Исследования лабиринта». Саму книгу я уже купил и прочитал, благо она небольшая по объёму. Но зато очень насыщенная содержательно, хотя, как это обычно бывает у психоаналитиков, некоторые выводы кажутся чересчур смелыми, недостаточно обоснованными. Тем не менее, есть в книге весьма интересные и неожиданные наблюдения. Collapse )